суббота, 20 февраля 2016 г.

К уроку ИЗО. Пряники

 О пряниках ( 4 класс, по Кузину)

С древнейших времен любили на Руси пряники. И хоть не дошли до нас сами пряники из теста, мы можем представить себе, какими они были в старину, потому что сохранились пряничные формы. 

Память о пряниках дошла до нас и в народном эпосе. В одной из старинных былин говорится: «Учали добры молодцы есть пряники печатные, запивать винами крепкими ... » В ХVII веке пряники были принадлежностью царского стола. Один из иностранцев - Адам Олеарий, посетивший в 1633 году Русское государство, в своих путевых дневниках записал: « ... позаба-вившись охотой, угощал нас (царь) под палаткой ... пряниками, астраханским виноградом и вишневым вареньем». 

Для торжественных случаев такие пряники выпекали в большом количестве по специальным заказам. «1690 год. Марта 31. Великие Государи указали дать с казенного двора сахарного дела мастерам Тимофею Веденихтову со товарищи 11 человек, что они лили сахарные коврижки к столу для рождения царевича Алексея Петровича». 

С пряниками было связано много народных обычаев. Их дарили в знак чести (уважения), любви. Особые пряники пекли в связи с каким-нибудь торжественным событием. Были на Руси пряники по несколько пудов, и чтобы доставить такой подарок по назначению, везли его на санях, да не на одних, а на 2 сразу. 

Кроме обряда подношения «в почесть», с пряниками связывались многие старинные обычаи и поверья. Без них раньше не проходило ни одно событие - ни веселое, ни печальное. Так, например, пряник дарили невесте на свадьбе, а заканчивалось свадебное пиршество тем, что гостям давали по кусочку пряника. Получив это кусочек, гости знали, что праздник закончен и пора , расходиться по домам. Такой пряник назывался «разгонный» или «разгоню». На другой день после свадьбы молодожены шли в дом к родителям молодой с пряником, а на него там клали подарки и деньги. Отсюда пошло выражение «класть на пряник». 

По народному поверью считалось, что пряники имеют целебное свойство и помогают в лечении тяжелых болезней. В таких случаях их украшали с особым старанием, а на оборотной стороне вырезали буквы, соответствовавшие начальным буквам имен архангелов. 
Употребляли пряники и в печальных обрядах. Когда по умершему справляли поминки (тризну), трапеза заканчивалась угощением пряниками. 

В некоторых местах (например, в Саратовской и Калужской губерниях) пряники имели совсем неожиданное применение: в них играли. Во время ярмарок и базаров собирались люди и кидали пряники. Для этого брали их размером не более 20 сантиметров. Выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех и, падая плашмя, не разбивался. Бывали среди играющих такие ловкие, что за время ярмарки (она обычно длилась около недели) выигрывали по 15-20 пудов (240 - 320 кг) пряников. Играли в пряники и по-другому: надо было взять его в руки таким образом, чтобы от одного удара он разломился на 3 части. Но, прежде всего, пряники были излюбленным лакомством. Особенно любили их дети. Для них делали специальные пряники с изображением птичек, петушков, рыб, зверей, а пряники с изображением отдельных букв служили вкусной азбукой. 

Разнообразным было на Руси употребление пряников, а потому был велик на них и спрос. Пудами покупали их купцы и торговцы, которые потом в своих лавках продавали их штуками. Тех, кто делал пряники, называли «пряничниками». Профессия их, как и многие другие, была наследственной и передавалась из поколения в поколение. Пряничники делали пряники по готовым деревянным формам. Сейчас деревянные пряничные формы хранятся в музеях. Их делали резчики по дереву. Доски (деревянные пряничные формы) были для отпечатки одного, двух, четырех и даже 120 пряников одновременно. 

  Трудно было вырезать рисунок на доске, а сделать правильно надпись резцом было делом еще более сложным. На пряничной доске надпись делается в обратном направлении: её зеркальное отражение. Зато на отпечатке пряника она становилась правильной и понятной. Так вырезались и цифры. Доски чем-то похожи на резные крышки шкатулок. Фигурные пряники продолжают делать и в наши дни, и так же, как и в старину, формы для них вырезают из дерева. 

Словарь. Лаки художественные.

Раздел народного декоративно-прикладного искусства, охватывающий изделия из па-пье-маше, дерева, металла, украшенные росписью темперными красками (чаще всего по 
черному фону), рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой и покрытые сверху слоем прозрачного лака. 

Это очень красивые и к тому же прочные изделия. Главные их особенности - блеск зер-кальной полированной поверхности, контрасты цветов и фона, росписи и инкрустации, а у резных лаков - мягкая игра светотени и сочность форм. 
Зародилось это искусство в Китае во II тысячелетии до н.э. В качестве материала для по-крытия основы использовался сок лакового дерева. Получали лак так же, как и каучук, - делая надрезы на стволе. Из них выделялась прозрачная смола, которой покрывали самые различ-ные предметы: мебель, ширмы, подушки, головные уборы и даже оружие: ножны для мечей, луки и щиты. 

Основа изделий делалась из дерева или папье-маше. После длительной сушки и полиро-вания основу покрывали множеством слоев лака. Обычно он имел красный или черный цвет. После их высыхания вырезался узор или наносилась роспись полихромными или  золотыми красками. Древесный лак является древнейшим видом естественной пластмассы. Изделия из лака обладают совершенно удивительным свойством: они не только долговечны, тверды и прочны, но и совершенно водонепроницаемы, выдерживают нагревание до 250 градусов и воздействие самых крепких кислот. 

Лаки ценились в Китае очень дорого: многие китайские императоры использовали их для награждения своих воинов, а также для подарков высоким зарубежным гостям. Поэтому секрет их изготовления строго охранялся, а разгласившего его ждала смертная казнь. В китайских лаках распространена резьба по красному лаку (в Пекине), тончайшая роспись полихромными и золотыми лаками по черному или цветному фону, инкрустация перламутром и другие приемы. На лаковых изделиях обычно изображались пейзажи, цветы, бытовые сцены. 

Лаковые изделия постепенно распространились по всему Востоку. Наряду с декоративной живописью получила распространение и станковая, также были известны миниатюры. Менялся иногда и состав лака, он получался из смолы деревьев семейства кипарисовых - сандарак. Начиная с ХVIII века лаковые изделия стали изготавливать и в европейских странах. Правда, техника производства была упрощена, введена горячая сушка, применены масляные лаки и краски. Известны изделия французских фирм «Мартен» И немецкой фабрики И.Штобвассера. Тогда же появились пользовавшиеся широкой известностью так называемые лукутинские лаки - шкатулки, табакерки. Свое название они получили ПО имени владельца крупнейшего производства лаковых изделий П.В.Лукутина. Изделия раскрашивались красками по черному фону, а потом покрывались слоем прозрачного лака. 

В XIX веке начали развиваться и народные промыслы с использованием лака - федоскинская миниатюра, жостовская роспись. Широко известны в нашей стране лаковые изделия сёл Палех, Мстёра, Холуй: мелкие бытовые предметы - коробочки, броши, кулоны с тонким мини-атюрным красочным рисунком. Сегодня сюжеты таких изделий практически неисчерпаемы: это и жанровые зарисовки, и иллюстрации к известным произведениям, и букеты цветов.  

Словарь. Роспись.

В области монументально-декоративной живописи термин, охватывающий все  связанные с архитектурой произведения живописи, за исключением мозаик и панно. Росписью называют и сюжетно-тематические, и чисто декоративные, орнаментальные композиции, выполненные красками непосредственно на поверхности стены, потолка, свода, столба по штукатурке или наклеенному на нее холсту. Выполняться она может в различной технике - фреске, масляной живописи, темперой. В неточном значении роспись охватывает любые произведения монументальной живописи, включая панно и мозаику. 

В прикладном искусстве росписью называют сюжетные и орнаментальные изображения, наносимые на предметы кистью или заменяющим ее инструментом (например, аэрографом). Обычно процесс росписи тесно связан с производством расписываемых предметов, но в отдельных случаях он может выделяться в самостоятельную художественную отрасль. Таково, например, широко распространенное в различных странах искусство росписи тканей. По составу красок, по способам их закрепления техника росписи очень различна в разных отраслях промышленности. 

  Иногда росписью называют не только изобразительную или орнаментальную декорировку, но и раскраску изделия (например, применительно к народной игрушке). 
Особенностью росписи является возможность имитации различных, обычно более дорогих материалов. Это могут быть и росписи на стене, передающие фактуру обивки из дорогих тканей; и имитация золотых нитей в вышивке в народных промыслах. Не менее широко известна хохломская роспись, имитирующая позолоту и чернь. 

Широко распространены и виды росписи, имеющие самостоятельное эстетическое значение. Это прежде всего батик - создание картин на тканях, а также художественные лаки, эмали, фарфор и фаянс. В некоторых случаях роспись применяют и для того, чтобы подчеркнуть  особенности формы предмета (тонировка статуй и майолики).   

Cловарь. Промыслы народные художественные

Народным промыслом принято называть районы, где преобладает распространение определенного вида народного искусства. Народная культура всегда тесно связана с условиями конкретной местности. Вот почему в тех населенных пунктах, где имеются выходы глины, развивалось гончарное искусство, а в районах льноводства - ткачество или прядение.
На территории России, как и в других европейских странах, известно великое множество различных народных промыслов. К наиболее прославленным художественным промыслам относятся: палехские, мстерские и федоскинские росписи по папье-маше, хохломская роспись по дереву, гжельская керамика, великоустюжский промысел чернения по серебру, холмогорская резьба по кости, богородская резная деревянная игрушка, вологодское плетение кружев, мстерские вышивки. Все эти промыслы имеют свои богатые художественные традиции, складывавшиеся веками и передававшиеся от поколения к поколению.

Обычно их истоки уходят в глубокую древность. Первоначально династии народных мастеров формировались в пределах одного рода, передаваясь из поколения в поколение. Но постепенно какой-то один вид народного искусства становился преобладающим в пределах данного поселения или даже целого района. Например, в начале XIX века роспись по дереву не была известна за пределами Архангельской губернии, а в начале ХХ века основным центром этого промысла стал город Городец, неподалеку от Нижнего Новгорода.


Даже один и тот же народный промысел приобретает в разных районах индивидуальные и неповторимые черты

вторник, 26 января 2016 г.

К уроку ИЗО. Изба

Изба - русское традиционное деревянное жилище срубной конструкции. Термин «изба» происходит от древнеславянского «истьба». Истьбою, истопкою в летописи называют отапливаемый жилой сруб, в отличие от клети - неотапливаемого. 

Конек - горизонтальное ребро, образуемое пересечением двух скатов кровли. 

 Охлупень, шелом - выдолбленное снизу бревно, прикрывающее стык тесин безгвоздевой («самцовой») кровли; крепится к коньковой «князевой») слеге деревянными стержнями («стамики»,«сороки»,«бабайки»). Конец охлупня - комлевая часть, выходящая на фасад дома, украшался изображением коня или птицы. 

Полотенце - вертикальная резная доска, прикрывает стык между причелинами. 



Причелина - доски на фронтоне (при челе, на лице) деревянной постройки, обычно украшенные резьбой; прикрывают торцы слег тесовой кровли и предохраняют их от намокания. 

      



Сруб, стопа - стены деревянного строения, собранные из обработанных бревен, уложенных «в клеть» - одно на другое и соединенных в пересечениях врубками с остатком («в чашу») или без остатка («в лапу»), для чего в нижнем горбе бревна протесывался желоб; щели прокладывали мхом, паклей. Горизонтальный ряд бревен в срубе называется венцом. Сруб издавна служил основной стеновой конструкцией деревянных домов, ряжей - в гидротехнических сооружениях, клетей - в шахтных колодцах и т.д. 
  
Фасад - наружная, лицевая сторона здания. Различают фасады: главный, боковой, задний; уличный, дворовый, садовый. Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его образа. 

Фронтон - завершение фасада здания, портика, колоннады, представляющее собой обычно треугольную плоскость, ограниченную по бокам двумя скатами крыши и у основания - карнизом. 

Юсупов Э. С. Словарь архитектурных терминов. - СПб.: Фонд «Ленинградская галерея», 1994.
Литература: Б и б и к о в а И. М. К наследию русских древоделов. - М., 1994; 
Буриков В. Г, Власов В. Н. Домовая резьба. - М., 1996; 
Званцев М. П. Нижегородская резьба. - М., 1969; 
Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. - М., 1983. 

Фарфор. ЛФЗ.

ФАРФОР стал пользоваться популярностью у европейцев в первой четверти XVIII века. Неоднократные попытки похитить у китайцев секрет его производства не увенчались успе-хом. И вскоре в Германии, а позже и в других странах Европы фарфор стали изготавливать по собственным технологиям. В то время царствовало барокко - первый из «больших стилей», задававший тон всему, что окружало человека в жизни. 
До сих пор в любой, по-настоящему хорошей фарфоровой вещице, какой бы современной на вид она ни была, ощущается природная гармония. Изделия из этого хрупкого материала - не просто посуда, а скорее, аксессуары, дополняющие интерьер. Нам повезло: в Петербурге не только продается, но и производится фарфор, достойный музейного хранения. 

ЛОМОНОСОВСКИЙ (Императорский) фарфоровый завод был основан в 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны и стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Более полутора веков он принадлежал семье Романовых, обеспечивая фарфором императорскую семью и ее ближайшее окружение. Только после революции здесь приступили к массовому производству. 
История, которая могла бы передаваться в вашей семье из поколения в поколение вместе с какой-нибудь чашкой или блюдцем, сегодня продается в фирменных магазинах ЛФЗ. Чайник по эскизу Малевича или сервиз образца 1829 года, предназначавшийся для дворца Коттедж в Петергофе, будут абсолютно новыми, но в то же время точно такими же, как оригиналы. Подобные «ремейки» на ЛФЗ называют репликами. Это относительно новая для завода продукция. Но и многие произведения современного дизайна на самом деле навеяны прошлым. Так, например, на создание чайного сервиза «Ковчег» автора вдохновила оригинальной формы чашка, сделанная в 1749 году! 

«Исторический фарфор» снабжается специальным сертификатом, из которого покупатель может узнать все о прошлых жизнях своего приобретения. 
Кроме больших чайных, кофейных и столовых сервизов завод выпускает и более лаконичные наборы посуды: бокалы с блюдцами, чашки с крышкой и блюдцем, декоративные тарелки, наборы для чая из нескольких чайников и для вина из небольшого штофа и стопок. Всю продукцию завода классифицируют по назначению, форме и рисунку. Так, например: «Тюльпан», «Кристалл», «Витая», «Волна» - это названия форм кофейных и чайных сервизов, для каждой из которых используется несколько рисунков. 

В зависимости от состава массы и глазури фарфор бывает твердый или мягкий. 
Твердый отличается прочностью, чистым цветом. Мягкий фарфор называют также художественным, из него часто делают скульптуры. Особое место занимает костяной 
фарфор, массовое производство которого сохраняют сегодня лишь некоторые английские производители и ЛФЗ. Из этого фарфора, получившего свое название благодаря входящей в состав массы костной муки, можно делать изящную посуду с тонкими стен-ками. Прозрачность, позволяющая «белому золоту» просвечивать, и мелодичный звук - его отличительные свойства. Кроме того, фарфор бывает дорогим и дешевым. Но высокая цена - не единственный признак качества. Поэтому, выбирая посуду, лучше внимательнее смотреть на предмет, а не на ценник. 
Считается, что многое о фарфоре можно узнать по звуку. Чистый и долгий, почти колокольный звон говорит о неповрежденной глазури и высоком качестве исполнения, а микротрещины, напротив, звук заглушают. 

Хороший фарфор отличается чистотой белого цвета, теплыми, а не холодными от-тенками. На поверхности не должно быть металлических вкраплений - едва заметных черных точек. Еще один брак, небольшие дырочки в глазури, изготовители фарфора называют «накалами». В продукции, не относящейся к высшему сорту, такие изъяны закрывают деколью. Это современный способ нанесения рисунка на фарфор, стекло или керамику, имитирующий роспись. Рисунок печатается на пленке, покрывается лаком, потом отмачивается в воде и переносится на поверхность изделия. Во время обжига краска впекается в поверхностный слой, образуя твердую однородную массу. Именно деколь позволила сделать фарфоровую посуду более доступной. Хотя у большинства европейских производителей изделия, декорированные таким способом, стоят достаточно дорого, только ручная роспись делает фарфор произведением искусства, предметом коллекционирования и гордости. Значительная часть продукции ЛФЗ расписывается вручную. В первую очередь это касается эксклюзивных сервизов и реплик. При изготовлении последних историческая технология выдерживается полностью, включая ручную отливку. 


Ах, вот он какой - фарфор! 
Завод был основан в 1744 императрицей Елизаветой Петровной. Более полутора веков завод принадлежал династии Романовых, обеспечивая фарфором императорскую семью и ее ближайшее окружение.

В октябре 1917 года предприятие было национализировано, советская эпоха в истории ЛФЗ началась с "агитационного" фарфора, исторически правдиво, в совершенной художественной форме отразившего настроение эпохи. 
Сегодня на ЛФЗ сохраняется основа технологии производства твердого классического фарфора, разработанная еще в середине XVIII века русским ученым Дмитрием Ви-ноградовым. Кроме того, Ломоносовский завод  - единственное место в России, где производят костяной фарфор. Костяной фарфор можно было купить в Англии еще в се-редине XVIII века, однако как его изготавливать, никто толком не знал. Англичане дер-жали рецептуру фарфора в строжайшем секрете. Наши ученые раскрыли секрет лишь в 1966 году. Больше двух лет ушло на разработку рецепта, и в 1969 была выпущена первая в СССР костяная чашка. 
Состав фарфоровой массы такой: она состоит наполовину из глины, на четверть - из золы, еще на четверть - из кварца… 























фото сделаны в музее при ИФЗ


ЛФЗ ПОДГОТОВИЛ НОВУЮ ПАСХАЛЬНУЮ КОЛЛЕКЦИЮ (апрель 2004)

Новую коллекцию изделий к предстоящей Пасхе подготовили на Ломоносовском фарфоровом заводе. Среди них - пасхальное яйцо «Византийское», копия вещи XIX века императорского периода из коллекции Государственного Эрмитажа, сообщает пресс-служба ЛФЗ. 

Всего несколько лет назад на ЛФЗ возобновили традицию изготовления подарочных пасхальных яиц, прерванную в советское время. Еще в эпоху царя Алексея Михайловича, отца Петра I, существовал целый чин празднования Пасхи, куда обязательным элементом входила раздача пасхальных яиц. Первое пасхальное яйцо из фарфора было изготовлено к Пасхе 1749 года создателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым для императрицы Елизаветы Петровны. При Екатерине I и Павле l на Императорском Фарфоровом заводе выпускалось другие 200 яиц.. А самое большое количество – более 15000 штук – на ИФЗ изготовили к Пасхе военного 1916 года. Самыми дорогими  были пасхальные яйца «с живописью святых и двунадесятых праздников», которые императорская семья дарила своим приближенным. Последняя раздача пасхальных яиц императорской семьей выпала на Пасху 2 апреля 1917 года, в Александровском дворце царского Села, где Николай II со своей семьей находился под арестом Временного правительства. 

К началу ХХ века подарочное пасхальное яйцо приобрело черты светского «сувенира Пасхи» и стало дорогим и изысканным подарком. Славу этого рода памятникам создали два десятка экземпляров пасхальных яиц ювелирной фирмы Карла Фаберже. Сегодня они занимают высшую ступень антикварной иерархии. Следом за ними идут пасхальные яйца из фарфора, заказанные членами императорской семьи и изготовленные на Императорском фарфоровом заводе в конце XVIII - начале ХХ века. 

Серия подарочных пасхальных яиц, созданная в лучших традициях мастеров императорского завода, представлена художниками ЛФЗ Галиной Шуляк, Татьяной Чариной, Сергеем Соколовым, Юлией Жуковой. Кроме пасхальных яиц, в коллекцию вошли декоративные тарелки, чашки и другие предметы, связанные с праздником Светлого Христова Воскресения. 


(из газет)