вторник, 26 января 2016 г.

К уроку ИЗО. Изба

Изба - русское традиционное деревянное жилище срубной конструкции. Термин «изба» происходит от древнеславянского «истьба». Истьбою, истопкою в летописи называют отапливаемый жилой сруб, в отличие от клети - неотапливаемого. 

Конек - горизонтальное ребро, образуемое пересечением двух скатов кровли. 

 Охлупень, шелом - выдолбленное снизу бревно, прикрывающее стык тесин безгвоздевой («самцовой») кровли; крепится к коньковой «князевой») слеге деревянными стержнями («стамики»,«сороки»,«бабайки»). Конец охлупня - комлевая часть, выходящая на фасад дома, украшался изображением коня или птицы. 

Полотенце - вертикальная резная доска, прикрывает стык между причелинами. 



Причелина - доски на фронтоне (при челе, на лице) деревянной постройки, обычно украшенные резьбой; прикрывают торцы слег тесовой кровли и предохраняют их от намокания. 

      



Сруб, стопа - стены деревянного строения, собранные из обработанных бревен, уложенных «в клеть» - одно на другое и соединенных в пересечениях врубками с остатком («в чашу») или без остатка («в лапу»), для чего в нижнем горбе бревна протесывался желоб; щели прокладывали мхом, паклей. Горизонтальный ряд бревен в срубе называется венцом. Сруб издавна служил основной стеновой конструкцией деревянных домов, ряжей - в гидротехнических сооружениях, клетей - в шахтных колодцах и т.д. 
  
Фасад - наружная, лицевая сторона здания. Различают фасады: главный, боковой, задний; уличный, дворовый, садовый. Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его образа. 

Фронтон - завершение фасада здания, портика, колоннады, представляющее собой обычно треугольную плоскость, ограниченную по бокам двумя скатами крыши и у основания - карнизом. 

Юсупов Э. С. Словарь архитектурных терминов. - СПб.: Фонд «Ленинградская галерея», 1994.
Литература: Б и б и к о в а И. М. К наследию русских древоделов. - М., 1994; 
Буриков В. Г, Власов В. Н. Домовая резьба. - М., 1996; 
Званцев М. П. Нижегородская резьба. - М., 1969; 
Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. - М., 1983. 

Фарфор. ЛФЗ.

ФАРФОР стал пользоваться популярностью у европейцев в первой четверти XVIII века. Неоднократные попытки похитить у китайцев секрет его производства не увенчались успе-хом. И вскоре в Германии, а позже и в других странах Европы фарфор стали изготавливать по собственным технологиям. В то время царствовало барокко - первый из «больших стилей», задававший тон всему, что окружало человека в жизни. 
До сих пор в любой, по-настоящему хорошей фарфоровой вещице, какой бы современной на вид она ни была, ощущается природная гармония. Изделия из этого хрупкого материала - не просто посуда, а скорее, аксессуары, дополняющие интерьер. Нам повезло: в Петербурге не только продается, но и производится фарфор, достойный музейного хранения. 

ЛОМОНОСОВСКИЙ (Императорский) фарфоровый завод был основан в 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны и стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Более полутора веков он принадлежал семье Романовых, обеспечивая фарфором императорскую семью и ее ближайшее окружение. Только после революции здесь приступили к массовому производству. 
История, которая могла бы передаваться в вашей семье из поколения в поколение вместе с какой-нибудь чашкой или блюдцем, сегодня продается в фирменных магазинах ЛФЗ. Чайник по эскизу Малевича или сервиз образца 1829 года, предназначавшийся для дворца Коттедж в Петергофе, будут абсолютно новыми, но в то же время точно такими же, как оригиналы. Подобные «ремейки» на ЛФЗ называют репликами. Это относительно новая для завода продукция. Но и многие произведения современного дизайна на самом деле навеяны прошлым. Так, например, на создание чайного сервиза «Ковчег» автора вдохновила оригинальной формы чашка, сделанная в 1749 году! 

«Исторический фарфор» снабжается специальным сертификатом, из которого покупатель может узнать все о прошлых жизнях своего приобретения. 
Кроме больших чайных, кофейных и столовых сервизов завод выпускает и более лаконичные наборы посуды: бокалы с блюдцами, чашки с крышкой и блюдцем, декоративные тарелки, наборы для чая из нескольких чайников и для вина из небольшого штофа и стопок. Всю продукцию завода классифицируют по назначению, форме и рисунку. Так, например: «Тюльпан», «Кристалл», «Витая», «Волна» - это названия форм кофейных и чайных сервизов, для каждой из которых используется несколько рисунков. 

В зависимости от состава массы и глазури фарфор бывает твердый или мягкий. 
Твердый отличается прочностью, чистым цветом. Мягкий фарфор называют также художественным, из него часто делают скульптуры. Особое место занимает костяной 
фарфор, массовое производство которого сохраняют сегодня лишь некоторые английские производители и ЛФЗ. Из этого фарфора, получившего свое название благодаря входящей в состав массы костной муки, можно делать изящную посуду с тонкими стен-ками. Прозрачность, позволяющая «белому золоту» просвечивать, и мелодичный звук - его отличительные свойства. Кроме того, фарфор бывает дорогим и дешевым. Но высокая цена - не единственный признак качества. Поэтому, выбирая посуду, лучше внимательнее смотреть на предмет, а не на ценник. 
Считается, что многое о фарфоре можно узнать по звуку. Чистый и долгий, почти колокольный звон говорит о неповрежденной глазури и высоком качестве исполнения, а микротрещины, напротив, звук заглушают. 

Хороший фарфор отличается чистотой белого цвета, теплыми, а не холодными от-тенками. На поверхности не должно быть металлических вкраплений - едва заметных черных точек. Еще один брак, небольшие дырочки в глазури, изготовители фарфора называют «накалами». В продукции, не относящейся к высшему сорту, такие изъяны закрывают деколью. Это современный способ нанесения рисунка на фарфор, стекло или керамику, имитирующий роспись. Рисунок печатается на пленке, покрывается лаком, потом отмачивается в воде и переносится на поверхность изделия. Во время обжига краска впекается в поверхностный слой, образуя твердую однородную массу. Именно деколь позволила сделать фарфоровую посуду более доступной. Хотя у большинства европейских производителей изделия, декорированные таким способом, стоят достаточно дорого, только ручная роспись делает фарфор произведением искусства, предметом коллекционирования и гордости. Значительная часть продукции ЛФЗ расписывается вручную. В первую очередь это касается эксклюзивных сервизов и реплик. При изготовлении последних историческая технология выдерживается полностью, включая ручную отливку. 


Ах, вот он какой - фарфор! 
Завод был основан в 1744 императрицей Елизаветой Петровной. Более полутора веков завод принадлежал династии Романовых, обеспечивая фарфором императорскую семью и ее ближайшее окружение.

В октябре 1917 года предприятие было национализировано, советская эпоха в истории ЛФЗ началась с "агитационного" фарфора, исторически правдиво, в совершенной художественной форме отразившего настроение эпохи. 
Сегодня на ЛФЗ сохраняется основа технологии производства твердого классического фарфора, разработанная еще в середине XVIII века русским ученым Дмитрием Ви-ноградовым. Кроме того, Ломоносовский завод  - единственное место в России, где производят костяной фарфор. Костяной фарфор можно было купить в Англии еще в се-редине XVIII века, однако как его изготавливать, никто толком не знал. Англичане дер-жали рецептуру фарфора в строжайшем секрете. Наши ученые раскрыли секрет лишь в 1966 году. Больше двух лет ушло на разработку рецепта, и в 1969 была выпущена первая в СССР костяная чашка. 
Состав фарфоровой массы такой: она состоит наполовину из глины, на четверть - из золы, еще на четверть - из кварца… 























фото сделаны в музее при ИФЗ


ЛФЗ ПОДГОТОВИЛ НОВУЮ ПАСХАЛЬНУЮ КОЛЛЕКЦИЮ (апрель 2004)

Новую коллекцию изделий к предстоящей Пасхе подготовили на Ломоносовском фарфоровом заводе. Среди них - пасхальное яйцо «Византийское», копия вещи XIX века императорского периода из коллекции Государственного Эрмитажа, сообщает пресс-служба ЛФЗ. 

Всего несколько лет назад на ЛФЗ возобновили традицию изготовления подарочных пасхальных яиц, прерванную в советское время. Еще в эпоху царя Алексея Михайловича, отца Петра I, существовал целый чин празднования Пасхи, куда обязательным элементом входила раздача пасхальных яиц. Первое пасхальное яйцо из фарфора было изготовлено к Пасхе 1749 года создателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым для императрицы Елизаветы Петровны. При Екатерине I и Павле l на Императорском Фарфоровом заводе выпускалось другие 200 яиц.. А самое большое количество – более 15000 штук – на ИФЗ изготовили к Пасхе военного 1916 года. Самыми дорогими  были пасхальные яйца «с живописью святых и двунадесятых праздников», которые императорская семья дарила своим приближенным. Последняя раздача пасхальных яиц императорской семьей выпала на Пасху 2 апреля 1917 года, в Александровском дворце царского Села, где Николай II со своей семьей находился под арестом Временного правительства. 

К началу ХХ века подарочное пасхальное яйцо приобрело черты светского «сувенира Пасхи» и стало дорогим и изысканным подарком. Славу этого рода памятникам создали два десятка экземпляров пасхальных яиц ювелирной фирмы Карла Фаберже. Сегодня они занимают высшую ступень антикварной иерархии. Следом за ними идут пасхальные яйца из фарфора, заказанные членами императорской семьи и изготовленные на Императорском фарфоровом заводе в конце XVIII - начале ХХ века. 

Серия подарочных пасхальных яиц, созданная в лучших традициях мастеров императорского завода, представлена художниками ЛФЗ Галиной Шуляк, Татьяной Чариной, Сергеем Соколовым, Юлией Жуковой. Кроме пасхальных яиц, в коллекцию вошли декоративные тарелки, чашки и другие предметы, связанные с праздником Светлого Христова Воскресения. 


(из газет)

воскресенье, 24 января 2016 г.

Скопинская керамика.

 СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА – гончарные изделия (кувшины, подсвечники и декоративная скульптура).

 Скопинское производство было основано братьями Оводовыми в 1860-х годах. Они первыми узнали секрет приготовления свинцовой глазури и начали делать глазурованные изделия. Способ быстро распространился среди гончаров. Изделия сделаны из глин темного цвета. После обжига такие глины дают светлый, розоватый черепок, характерный цвет – признак скопинской керамики.

Особое своеобразие придают изделиям яркие поливы. 
В состав скопинской глазури входили белый песок, окись свинца и оксиды металлов-красителей. Окись меди окрашивала глазурь в зелёный цвет, окись марганца – в коричневый, а окись железа -  в жёлтый.. 

Гончары покрывали сосуды глазурью разных цветов. Оставляя часть сосуда неглазурованной, они подчёркивали матовую поверхность светлого черепка.
Поливная посуда пользовалась большим спросом. Её возили на ярмарки в Москву, Рязань. Слава керамики распространилась  по всей стране.

Сосуды украшали «налепочками» в виде фигурных выступов, колец, завитков на крышках, носиках и ручках, в форме оборок, скульптурками животных и фантастических существ. Крайне редко встречается изображение человека.



Характерный для скопинской керамики узор, выполненный штампиком, покрывает кухли – сосуды, в которых хранились напитки. Их делали в форме бочонка и ставили горизонтально на четыре ножки. Скопинские гончары делали своеобразные, иногда нигде ранее не встречавшиеся квасники и кумганы. У некоторых вместо ручки и носика установлены фигурки птиц и змей.

 Ещё один вид изделий – скульптурные подсвечники в виде птицы- скопы, двуглавых орлов. Есть и чисто скульптурные изделия в виде отдельных фигур или композиций – торговец кренделями, бродячий скрипач с медведем. Образ человека редко встречается в украшении сосудов, но становится главным в декоративной пластике. Тщательно прорабатывается лицо, причёска, детали костюма...

Григорьева Н.С. Художественная керамика Гжели  и Скопина в собрании Русского музея. Каталог. Л. Искусство, 1987

К уроку ИЗО. Игра «Сказочная птица»

Игра проводится при создании образа сказочной птицы.
Задача: развивать композиционные навыки, чувство цвета, умение создавать декоративный образ.
Материал: пакеты с аппликационным материалом различной формы, величины, цвета на каждого учащегося; три больших листа бумаги с изображениями сказочных деревьев.
Содержание. Перед каждым рядом вывешивается изображение сказочного дерева. Учитель говорит, что выиграет та команда, которая быстро и красиво, композиционно удачно «посадит» на свое дерево сказочных птиц. В начале игры все учащиеся получают пакеты с аппликационным материалом, из которого они затем и создают образ сказочной птицы.
Полученное изображение приклеивается на лист бумаги и затем вырезается. Готовую сказочную птицу каждый учащийся помещает на дерево. В конце игры подводятся итоги и  называется  самое красивое дерево  с птицами.

Упражнение «Сказочная ветка»
Упражнение проводится после ознакомления учащихся с росписью Городца.
Задача: закреплять знание народных промыслов.
Материал: изображение декоративной ветки без листьев и цветов на каждого учащегося.
Содержание. Педагог предлагает представить, что одна команда — мастера из Городца, вторая — из Хохломы, а третья — из Полхов-Майдана, и закончить рисунок сказочной ветки, дополнив его изображениями листьев и цветов в стиле того или иного промысла. В конце упражнения подводятся итоги.

К уроку ИЗО. Игра-загадка «Ошибки мастера»

Игра проводится на одном из уроков декоративного рисования.
Задача: закреплять знание народных промыслов (элементов росписи, цветового решения, осо-бенностей композиции).
Материал: три эскиза росписи разделочных досок в стиле Хохломы, Полхов-Майдана и Го-родца с ошибками и три эскиза росписи этих же досок без ошибок.
Содержание. На классной доске прикрепляются эскизы разделочных досок, роспись которых выполнена с ошибками (присутствуют элементы и цветовое решение другой росписи и т. д.).
Каждая команда-ряд должна отыскать по три ошибки, допущенные в эскизах. Ошибки могут быть такими: среди элементов полхов-майданской росписи встречаются цветы Городца; в цве-товом решении хохломской росписи встречается синий цвет; в городецкой росписи отсутствует оживка и т. д.
Правило. Каждая команда по очереди указывает на ошибки в росписях разделочных досок. При неправильном ответе очередь отвечать переходит к другой команде. За каждую найденную ошибку команда получает очко. Выигрывает команда, получившая наибольшее количество очков. (Можно получить дополнительное очко и за помощь команде, которая затрудняется с ответом.)
Примечание. В конце игры демонстрируются правильно выполненные эскизы разделочных досок в стиле Хохломы, Городца и Полхов-Майдана.
В игру можно ввести эскиз разделочной доски, выполненный в стиле росписи своего края, при условии, что учащиеся уже знакомы с ней.

К уроку ИЗО. Игра-загадка «Передник матрешки»

Игра проводится после ознакомления учащихся с сергиев-посадской, семеновской и полхов-майданской матрешками.
Задача: закреплять знание разновидностей росписи русской матрешки; совершенствовать наблюдательность и зрительную память.
Материал: три больших изображения матрешки с нерасписанными передниками; таблички с названиями «Сергиев Посад», «Семеново», «Полхов-Майдан»; набор бумажных передников, расписанных в стиле трех матрешечных промыслов.
Содержание. На доске перед каждым рядом вывешивается изображение матрешки. Под изображениями прикрепляются таблички с названиями промыслов. Каждый учащийся получает по одному расписанному переднику.
По ходу игры дети должны определить по росписи передника название матрешечного промысла.
Когда учитель указывает на матрешку с табличкой «Семеново», то те учащиеся, у которых имеется передник в стиле семеновской росписи, поднимают его вверх. И так далее, пока не выяснится принадлежность всех передников.
Участники игры, правильно продемонстрировавшие передник, приносят своей команде очко, В конце игры подводятся результаты. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Примечание. В игру можно внести элемент движения. Тогда изменится игровое действие: после называния промысла выходят к классной доске или встают из-за парт все участники с передниками, расписанными в стиле данного народного промысла.