вторник, 9 июня 2015 г.

К уроку ИЗО. Анализ картин. Грабарь.

И. Э. Грабарь «Яблоки».

Характер поверхности называется фактурой. Различную фактуру можно увидеть на стволах деревьев, на поверхности ракушки, фруктов, овощей. 
Разную фактуру можно увидеть и на живописных произведениях: поверхность картины может быть неровной, шершавой или гладкой. Всё зависит от того, как художник проводит кистью по холсту, бумаге или картону, сколько краски берёт на кисть, сильно ли разбавляет краску водой или разбавителем. 
Если едва смочить кисть в воде или специальной жидкости, то краска ляжет на поверхность густо, неровно, застынет бугорками. Если сильно смочить кисть и хорошо развести краску на палитре, то она ляжет ровным, гладким, тонким слоем. Так получается различная фактура живописного полотна. 
И. Э. Грабарь часто работал густым мазком. В натюрморте «Яблоки» неровная фактура. Видно, что поверхность картины в бугорках, а близкий к нам угол скатерти такой яркий и выпуклый, что до него хочется дотронуться. Использование художником такой фактуры помогает создать энергичный, шумный, беспокойный образ. 

«Разъяснивается».

Грабарь изобразил зимний пейзаж, в котором много снега и неба. Пасмурный зимний день постепенно озаряется солнцем. Оно смешал ось с серым цветом облаков, с серым снегом, придало недавно угрюмому пейзажу настроение тихой радости. Художник добавил почти во все цвета серую краску, и серый цвет стал цветным! 
Небо стало розово-серым и оранжево-серым; снег - серо-голубым и сиренево-серым. Вся природа словно вздохнула, серые краски зазвучали множеством нежных оттенков. 


«Хризантемы». 

Осенние цветы хризантемы, ароматные и пышные, похожие на маленькие солнышки, вдохновили художника написать натюрморт, где они стали главными действующими лицами. 
Цветы расположились на столе в изящной сине-фиолетовой вазе и загадочной серо-розовой вазе. Скатерть напоминает воду или лёд, по которому, словно в танце, по кругу скользит фарфоровая посуда и прозрачные стаканы, наполненные сиянием и блеском. 

Этот волшебный натюрморт И. Э. Грабарь написал не гладкими мазками, а фактурно (мазки на поверхности картины лежат бугорками). Белая скатерть и посуда имеют множество оттенков холодной гаммы - розовые и бледно-сиреневые, серо-изумрудные и бледно-фиолетовые. Разнообразие нежных холодных цветов, расположенных на холсте выпуклыми мазками, создаёт впечатление застывшего свежего воздуха, который дрожит и переливается. 

К уроку ИЗО. Анализ картин. Юон.

Картины К. Ф. Юона «Русская зима». «Конец зимы. Полдень». «Мартовское солнце» 

К. Ф. Юон - выдающийся русский художник, мастер тонкой передачи красоты родной природы. Пейзажи Юона тесно связаны с его жанровыми историческими композициями. Художник не терпит пустынного ландшафта, поэтому в картинах большое значение придается изображению людей, домов, деревень.

В картине «Русская зима» Юон поэтически воспел красоту зимней природы. Художник показал обычный уголок - дорога и группа ребят с собакой, склоны холмов, дома, деревья и дети, катающиеся на санках. Все покрыто пушистым белым снегом. 

Красоту русской зимы раскрывает цветовое решение картины, построенное на сочетании голубовато- розово-серых цветов, объединенных в единую се-ребристую гамму. С помощью этой нежно-серебристой цветовой гаммы, четкого выразительного рисунка художник передает и хрупкость пушистого снега, и свежий морозный воздух. 

Радостное настроение вызывает одна из наиболее известных картин К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Вся картина пронизана солнцем и ослепительно белым снегом с глубокими синими тенями. В картине мы видим угол деревенского дома, выложенную поленницу, стройные березы, молодые сосны и вдалеке - заснеженные косогоры, лес. Стоят последние зимние дни, и яркое, уже теплое солнце вот-вот растопит оседающий снег. Радуясь теплу и солнцу, ребята отправляются в одну из последних прогулок на лыжах. Четкое выделение изображаемых предметов как бы раздвигает раму картины, подчеркивает просторы пейзажа. Яркие, светлые краски придают ей праздничность. 

В картине «Мартовское солнце» художник с большим мастерством передает настроение солнечного дня первого весеннего месяца. В картине изображаются деревенская улица, дома, уходящие вдаль, огромные высокие деревья, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы снега и сине-голубое небо с редкими, быстро мчащимися белыми облаками. Но, как и в других картинах К. Ф. Юона, пейзаж не существует сам по себе, он тесно связан с жизнью человека, его трудом, и не случайно художник изображает на перед-нем плане двух деревенских ребятишек на лошадях. Эти ребятишки сразу наполняют картину жизнью - и пейзаж весь преображается.