пятница, 7 марта 2014 г.

История возникновения праздника 8 марта

Из истории известно, что возник он в связи с борьбой женщин за свои права. Впервые собрались представительницы обувных, текстильных, швейных фабрик в Нью-Йорке именно 8 марта. А произошло это в 1857 году, когда условия труда женщин были чрезвычайно тяжелыми: работали они по 16 часов, при этом тяжелейший труд оценивался очень низко – женщины получали только часть от той суммы, которая полагалась за ту же работу мужчинам. 

Именно поэтому главные требования работниц сводились к тому, чтобы рабочий день (с тяжелейшими условиями) длился не более 10 часов, а заработная плата была такой же, как у мужчин. Многочисленные манифестации привели к тому, что некоторые требования были выполнены, в том числе введен более короткий рабочий день. Одним из последствий манифестаций, которые прошли восьмого марта 1857-го года, было образование профсоюза, членами которого стали исключительно женщины. Кроме того, женщины начали требовать избирательные права.

Клара Цеткин на  2-й Международной конференции, собравшей в 1919 году женщин-социалисток, предложила праздновать 8-е марта как  женский день на международном уровне. В то время он ассоциировался с борьбой женщин за свое равноправие. Призыв Клары Цеткин привел к тому, что во многих странах женщины начали борьбу против нищенского существования. Они отстаивали право на труд и достойную оплату. С 1911 года 8 марта празднуют в Дании, Германии, Швейцарии, Австрии.

А в России праздник отмечался впервые в 1913 году. 

В 1917 годы российские женщины собрались на улицах городов, провозглашая следующий лозунг: «Хлеба и мира». По заявлению временного правительства, женщинам России с этого момента было гарантировано избирательное право. По старому календарю это было 23 февраля, а по новому – 8 марта. С того времени праздник долго имел некоторый политический подтекст.

Советская власть сразу же признала 8 марта как Международный женский день, объявив его государственным праздником. Выходным этот день стал с 1965 года.


суббота, 15 февраля 2014 г.

Минойские вазы

Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам, — от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками (их называют «яичной скорлупой») до громадных глиняных яйцевидных сосудов — пифосов, достигавших двух метров в высоту, в которых хранили зерно, вино, воду.

У минойских ваз нет тяжёлых широких поддонов. Они тяготеют к объёмным, сферическим формам. Аля устойчивости их иногда полностью или частично закапывали в землю. 

Вазы раскрашивали ярко и смело, применяя красную, белую, синюю и чёрную краски. Композиции включали в себя как геометризованные формы, так и образы живой природы. Весьма часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы, осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особенно были любимы цветы — лилии, тюльпаны, нежные и хрупкие крокусы. Их изображали как в вазонах, так и на грядках. 

Но более всего поражают цветы, склоняющие головки под порывами сильного ветра. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Феста, откуда происходит их название — вазы «камарес».

понедельник, 10 февраля 2014 г.

Анри Руссо

АНРИ РУССО
(1844—1910)
Анри Руссо был служащим канцелярии парижской таможни, а на досуге занимался живописью. Выйдя в отставку в 1893 г., он целиком посвятил себя искусству.
Выставленная в «Салоне Независимых» 1894 г. картина Руссо «Война» — с девушкой в белом платье на летящем галопом чёрном коне — обратила на себя внимание, её репродукция появилась в журнале. А «Спящая цыганка», показанная в 1897 г., ещё больше подогрела интерес к необычному художнику.
В творчестве живописца нетрудно выделить излюбленные темы: портреты, сцены повседневной жизни и виды Парижа, натюрморты с букетами цветов, а также экзотические пейзажи.

«Автопортрет» (1890 г.) входит в число картин, которые Руссо называл «портреты-пейзажи». И действительно, здесь на равных существуют уголок Парижа с мостом через Сену, Эйфелева башня вдалеке и исполненная достоинства фигура художника с кистью в одной руке и палитрой в другой, увенчанная, словно нимбом, артистическим беретом. боялся своих диковинных хищников, охотящихся в джунглях.

Детское внимание к деталям, каждая из которых даже на заднем плане выписана очень чётко, некая приподнятая, торжественная интонация сохранялись в творчестве Руссо и тогда, когда он работал над портретами знакомых или над жанровыми сценами. Все они написаны нарядными, яркими красками; композиции ясные, простые, можно сказать «аккуратные». Персонажи, даже если они в движении, кажутся застывшими, взгляд их пристален. Полотна притягивают внимание зрителей какой-то непередаваемой словами магической силой.

Перечисленные здесь черты характерны для так называемого примитивизма, или, как его ещё именуют, наивного искусства — таковы, например, произведения народного творчества. В то же время графические эскизы Руссо выполнены в реалистической манере. Это значит, что систему своей живописи он разрабатывал вполне сознательно. Но никогда мастер не пытался истолковать её словами или теоретически обосновать.

Художником-самоучкой восхищались Гоген, Дега, Пикассо и другие известные мастера, которых трогала его абсолютная искренность. Сам Руссо чрезвычайно гордился своими работами. Однажды он сказал Пикассо, что считает себя и его ведущими художниками, только Пикассо — в египетском стиле, а себя — в области нового искусства. И всё же большинство современников относились к творчеству «таможенника Руссо» иронически, не воспринимая его всерьёз.

Первая персональная выставка французского живописца состоялась в 1911 г., уже после его смерти. В наши дни работами «таможенника Руссо» гордятся ведущие музеи мира. Его по праву считают крупнейшим художником-примитивистом Нового времени.


воскресенье, 9 февраля 2014 г.

Мейсенский фарфор

Фарфоровое производство в Мейсене (Саксония) существовало с 1710 г., а позднее оно распространилось в другие города. Помимо дорогой изысканной посуды мастера создавали очаровательные маленькие статуэтки и скульптурные группы в традициях рококо. Как правило, посуду расписывали изображениями зверей и птиц, портретами, бытовыми зарисовками, которые покоряли зрителей изысканной нежностью красок. Но особенно удавались мейсенским мастерам «галантные празднества» — сцены, представлявшие утончённые развлечения аристократов. Это удивительные композиции с остроумными сюжетными решениями, танцевальной лёгкостью движений персонажей, стремительным действием. Они поражают полнотой жизни, гармонией чувств и утончённостью формы.



Тинторетто

Настоящее имя и фамилия Тинторетто — Якопо Робусти. Тинторетто — прозвище, в переводе с итальянского оно значит «красильщик». Тинторетто был сыном бедного красильщика. С детских лёт мальчик мечтал о живописи. Он начал учиться в мастерской признанного тогда Тициана. Учение продлилось недолго. Согласно легенде, Тициан испугался, что талантливый юноша превзойдет учителя, и не захотел держать его в своей мастерской. Это не остановило Тинторетто. Первая крупная работа поставила его наравне с самыми знаменитыми венецианскими художниками. Тинторетто отдавал живописи всего себя, она была для него смыслом и целью жизни. Он работал, забывая о сне и еде, днями и ночами. Когда у него выдавалось свободное время, он не мог удержаться, опять брался за кисть, писал картины и бесплатно раздавал их друзьям.


Тинторетто принял участие в создании новых росписей стен дворца дожей, в котором заседало прави-тельство Венеции. Старые фрески уничтожил пожар. Для зала Большого совета Тинторетго написал картину «Рай». Это самая большая картина в мире — ее ширина двадцать два метра, высота семь метров.
Картины Тинторетто наполнены многочисленными персонажами. Они восхищают темпераментом, движением — кажется, что работа была для их создателя неистовой страстью. Рассказывают, что одна-жды его мастерскую посетили художники из Голландии. Они показали Тинторетто свои картины. Рас-смотрев тщательно выполненный рисунок головы человека, Тинторетто спросил, сколько времени ушло на его создание. Молодой художник ответил, что трудился пятнадцать дней. Тогда Тинторетто взял кисть и несколькими мазками повторил рисунок.
— У нас, бедных венецианцев, нет времени, мы умеем рисовать только быстро, — сказал он.

Тициан

Имя Тициана стоит в одном ряду с гениями Возрождения Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэлем. Ему не исполнилось и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты. Прославился он и как порт-ретист. Ему делали заказы короли и папы римские, кардиналы, герцоги, князья и платили огромные Тициан Деньги. Тициан был очень  богат. Современники упрекали его в жадности и любви к  деньгам. Талант художника он сочетал с деятельностью купца и пускал свои деньги в торговый оборот. Ведь он жил в Венеции, которая славилась купцами и банкирами еще боль-ше, чем живописцами.
Император Карл V вызвал Тициана к себе, окружил его почетом и уважением и не раз говорил:
— Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана?
Рассказывают, что однажды, когда художник уронил кисть, Карл V поднял ее и сказал:
— Услужить Тициану почетно даже императору.
И испанский король, и французский, и папа римский приглашали его поселиться при их дворе, но художник, выполнив заказы, всегда уезжал в родную Венецию.
Тициан прожил почти сто лет. Даже в глубокой старости он не прекращал работу. Умер Тициан от чумы, заразившись от своего любимого сына.