суббота, 15 февраля 2014 г.

Минойские вазы

Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам, — от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками (их называют «яичной скорлупой») до громадных глиняных яйцевидных сосудов — пифосов, достигавших двух метров в высоту, в которых хранили зерно, вино, воду.

У минойских ваз нет тяжёлых широких поддонов. Они тяготеют к объёмным, сферическим формам. Аля устойчивости их иногда полностью или частично закапывали в землю. 

Вазы раскрашивали ярко и смело, применяя красную, белую, синюю и чёрную краски. Композиции включали в себя как геометризованные формы, так и образы живой природы. Весьма часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы, осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особенно были любимы цветы — лилии, тюльпаны, нежные и хрупкие крокусы. Их изображали как в вазонах, так и на грядках. 

Но более всего поражают цветы, склоняющие головки под порывами сильного ветра. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Феста, откуда происходит их название — вазы «камарес».

понедельник, 10 февраля 2014 г.

Анри Руссо

АНРИ РУССО
(1844—1910)
Анри Руссо был служащим канцелярии парижской таможни, а на досуге занимался живописью. Выйдя в отставку в 1893 г., он целиком посвятил себя искусству.
Выставленная в «Салоне Независимых» 1894 г. картина Руссо «Война» — с девушкой в белом платье на летящем галопом чёрном коне — обратила на себя внимание, её репродукция появилась в журнале. А «Спящая цыганка», показанная в 1897 г., ещё больше подогрела интерес к необычному художнику.
В творчестве живописца нетрудно выделить излюбленные темы: портреты, сцены повседневной жизни и виды Парижа, натюрморты с букетами цветов, а также экзотические пейзажи.

«Автопортрет» (1890 г.) входит в число картин, которые Руссо называл «портреты-пейзажи». И действительно, здесь на равных существуют уголок Парижа с мостом через Сену, Эйфелева башня вдалеке и исполненная достоинства фигура художника с кистью в одной руке и палитрой в другой, увенчанная, словно нимбом, артистическим беретом. боялся своих диковинных хищников, охотящихся в джунглях.

Детское внимание к деталям, каждая из которых даже на заднем плане выписана очень чётко, некая приподнятая, торжественная интонация сохранялись в творчестве Руссо и тогда, когда он работал над портретами знакомых или над жанровыми сценами. Все они написаны нарядными, яркими красками; композиции ясные, простые, можно сказать «аккуратные». Персонажи, даже если они в движении, кажутся застывшими, взгляд их пристален. Полотна притягивают внимание зрителей какой-то непередаваемой словами магической силой.

Перечисленные здесь черты характерны для так называемого примитивизма, или, как его ещё именуют, наивного искусства — таковы, например, произведения народного творчества. В то же время графические эскизы Руссо выполнены в реалистической манере. Это значит, что систему своей живописи он разрабатывал вполне сознательно. Но никогда мастер не пытался истолковать её словами или теоретически обосновать.

Художником-самоучкой восхищались Гоген, Дега, Пикассо и другие известные мастера, которых трогала его абсолютная искренность. Сам Руссо чрезвычайно гордился своими работами. Однажды он сказал Пикассо, что считает себя и его ведущими художниками, только Пикассо — в египетском стиле, а себя — в области нового искусства. И всё же большинство современников относились к творчеству «таможенника Руссо» иронически, не воспринимая его всерьёз.

Первая персональная выставка французского живописца состоялась в 1911 г., уже после его смерти. В наши дни работами «таможенника Руссо» гордятся ведущие музеи мира. Его по праву считают крупнейшим художником-примитивистом Нового времени.


воскресенье, 9 февраля 2014 г.

Мейсенский фарфор

Фарфоровое производство в Мейсене (Саксония) существовало с 1710 г., а позднее оно распространилось в другие города. Помимо дорогой изысканной посуды мастера создавали очаровательные маленькие статуэтки и скульптурные группы в традициях рококо. Как правило, посуду расписывали изображениями зверей и птиц, портретами, бытовыми зарисовками, которые покоряли зрителей изысканной нежностью красок. Но особенно удавались мейсенским мастерам «галантные празднества» — сцены, представлявшие утончённые развлечения аристократов. Это удивительные композиции с остроумными сюжетными решениями, танцевальной лёгкостью движений персонажей, стремительным действием. Они поражают полнотой жизни, гармонией чувств и утончённостью формы.



Тинторетто

Настоящее имя и фамилия Тинторетто — Якопо Робусти. Тинторетто — прозвище, в переводе с итальянского оно значит «красильщик». Тинторетто был сыном бедного красильщика. С детских лёт мальчик мечтал о живописи. Он начал учиться в мастерской признанного тогда Тициана. Учение продлилось недолго. Согласно легенде, Тициан испугался, что талантливый юноша превзойдет учителя, и не захотел держать его в своей мастерской. Это не остановило Тинторетто. Первая крупная работа поставила его наравне с самыми знаменитыми венецианскими художниками. Тинторетто отдавал живописи всего себя, она была для него смыслом и целью жизни. Он работал, забывая о сне и еде, днями и ночами. Когда у него выдавалось свободное время, он не мог удержаться, опять брался за кисть, писал картины и бесплатно раздавал их друзьям.


Тинторетто принял участие в создании новых росписей стен дворца дожей, в котором заседало прави-тельство Венеции. Старые фрески уничтожил пожар. Для зала Большого совета Тинторетго написал картину «Рай». Это самая большая картина в мире — ее ширина двадцать два метра, высота семь метров.
Картины Тинторетто наполнены многочисленными персонажами. Они восхищают темпераментом, движением — кажется, что работа была для их создателя неистовой страстью. Рассказывают, что одна-жды его мастерскую посетили художники из Голландии. Они показали Тинторетто свои картины. Рас-смотрев тщательно выполненный рисунок головы человека, Тинторетто спросил, сколько времени ушло на его создание. Молодой художник ответил, что трудился пятнадцать дней. Тогда Тинторетто взял кисть и несколькими мазками повторил рисунок.
— У нас, бедных венецианцев, нет времени, мы умеем рисовать только быстро, — сказал он.

Тициан

Имя Тициана стоит в одном ряду с гениями Возрождения Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэлем. Ему не исполнилось и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты. Прославился он и как порт-ретист. Ему делали заказы короли и папы римские, кардиналы, герцоги, князья и платили огромные Тициан Деньги. Тициан был очень  богат. Современники упрекали его в жадности и любви к  деньгам. Талант художника он сочетал с деятельностью купца и пускал свои деньги в торговый оборот. Ведь он жил в Венеции, которая славилась купцами и банкирами еще боль-ше, чем живописцами.
Император Карл V вызвал Тициана к себе, окружил его почетом и уважением и не раз говорил:
— Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана?
Рассказывают, что однажды, когда художник уронил кисть, Карл V поднял ее и сказал:
— Услужить Тициану почетно даже императору.
И испанский король, и французский, и папа римский приглашали его поселиться при их дворе, но художник, выполнив заказы, всегда уезжал в родную Венецию.
Тициан прожил почти сто лет. Даже в глубокой старости он не прекращал работу. Умер Тициан от чумы, заразившись от своего любимого сына.

четверг, 16 января 2014 г.

Петербургская Биржа

Первая российская биржа — государственное учреждение, где совершались всевозможные торговые и финансовые сделки, — была заведена Петром I в Санкт-Петербурге в начале XVIII в. В те времена сделки заключались прямо на торговой площади у стрелки Васильевского острова.
Во второй половине XVIII столетия, в эпоху правления Екатерины II, экономические связи государства расширились, его политический авторитет возрос. Вести торговые переговоры под открытым небом было уже несолидно, городу потребовалось здание биржи. На стрелке Васильевского острова заложили фундамент сооружения по проекту Джакомо Кваренги. Но строительство его затянулось до начала XIX в.

В 1800 г. проект достройки Биржи заказали архитектору из Швейцарии Жану Франсуа Тома де Томону (1760—1813). Он закончил Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже и некоторое время обучался в Риме. Его преклонение перед античностью и стремление создавать гармоничные городские ансамбли воплотились в проекте Биржи.
Проект создавался четыре года, с 1805 по 1810 г. шло строительство. И вот над рекой выросло вели-чественное здание. Оно стоит в глубине площади на высоком цоколе, окружённое сорока четырьмя колоннами. В торцевых стенах над колоннадой прорезаны огромные окна, подчёркивающие монументальность постройки.
Если взглянуть на Петербург сверху, станет понятной основная идея архитектора: стрелка Васильевского острова находится в центре столицы, и ансамбль города, раскинувшийся вокруг Невы, требовал в этом месте яркого и запоминающегося здания.

Особую роль в архитектурном решении Биржи играет скульптура, напоминая о назначении сооружения. На главном (восточном) фасаде навстречу течению реки возносит руку бог морей Нептун, приветствуя и усмиряя её. Он мчится на колеснице, запряжённой морскими конями. Стихия воды представлена скульптурными образами двух российских рек — Невы и Волхова. На противоположном фасаде величаво сидит женщина в античных одеждах — это аллегория Навигации. Она беседует с богом торговли Меркурием. Создатели этих скульптурных композиций остались неизвестными.
Тома де Томон полностью преобразовал весь участок стрелки Васильевского острова. Перед Биржей разбита полукруглая площадь, граница которой проходит по восточной оконечности острова. Площадь обрамлена гранитным парапетом с львиными масками и огромными каменными шарами, застывшими у самой воды. Композицию завершают две кирпично-красные колонны, расположенные между дугой парапета и фасадом Биржи. Стволы колонн украшены скульптурными изображениями носовых частей кораблей — рострами. У подножия сидят невозмутимые и мудрые боги рек — Волги, Днепра, Невы и Волхова. Вся скульптура выполнена из камня и подчинена общему замыслу — идее утверждения России на реках и морях, в торговле и ратных делах. Колонны, первоначально выполнявшие роль маяков (на их вершинах в треножниках зажигали огонь, указывая путь кораблям), связывают здание и площадь в единый ансамбль.
Здание Биржи — самая значительная постройка Тома де Томона в России и первое сооружение в стиле ампир в Петербурге.