воскресенье, 9 февраля 2014 г.

Тициан

Имя Тициана стоит в одном ряду с гениями Возрождения Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэлем. Ему не исполнилось и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты. Прославился он и как порт-ретист. Ему делали заказы короли и папы римские, кардиналы, герцоги, князья и платили огромные Тициан Деньги. Тициан был очень  богат. Современники упрекали его в жадности и любви к  деньгам. Талант художника он сочетал с деятельностью купца и пускал свои деньги в торговый оборот. Ведь он жил в Венеции, которая славилась купцами и банкирами еще боль-ше, чем живописцами.
Император Карл V вызвал Тициана к себе, окружил его почетом и уважением и не раз говорил:
— Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана?
Рассказывают, что однажды, когда художник уронил кисть, Карл V поднял ее и сказал:
— Услужить Тициану почетно даже императору.
И испанский король, и французский, и папа римский приглашали его поселиться при их дворе, но художник, выполнив заказы, всегда уезжал в родную Венецию.
Тициан прожил почти сто лет. Даже в глубокой старости он не прекращал работу. Умер Тициан от чумы, заразившись от своего любимого сына.

четверг, 16 января 2014 г.

Петербургская Биржа

Первая российская биржа — государственное учреждение, где совершались всевозможные торговые и финансовые сделки, — была заведена Петром I в Санкт-Петербурге в начале XVIII в. В те времена сделки заключались прямо на торговой площади у стрелки Васильевского острова.
Во второй половине XVIII столетия, в эпоху правления Екатерины II, экономические связи государства расширились, его политический авторитет возрос. Вести торговые переговоры под открытым небом было уже несолидно, городу потребовалось здание биржи. На стрелке Васильевского острова заложили фундамент сооружения по проекту Джакомо Кваренги. Но строительство его затянулось до начала XIX в.

В 1800 г. проект достройки Биржи заказали архитектору из Швейцарии Жану Франсуа Тома де Томону (1760—1813). Он закончил Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже и некоторое время обучался в Риме. Его преклонение перед античностью и стремление создавать гармоничные городские ансамбли воплотились в проекте Биржи.
Проект создавался четыре года, с 1805 по 1810 г. шло строительство. И вот над рекой выросло вели-чественное здание. Оно стоит в глубине площади на высоком цоколе, окружённое сорока четырьмя колоннами. В торцевых стенах над колоннадой прорезаны огромные окна, подчёркивающие монументальность постройки.
Если взглянуть на Петербург сверху, станет понятной основная идея архитектора: стрелка Васильевского острова находится в центре столицы, и ансамбль города, раскинувшийся вокруг Невы, требовал в этом месте яркого и запоминающегося здания.

Особую роль в архитектурном решении Биржи играет скульптура, напоминая о назначении сооружения. На главном (восточном) фасаде навстречу течению реки возносит руку бог морей Нептун, приветствуя и усмиряя её. Он мчится на колеснице, запряжённой морскими конями. Стихия воды представлена скульптурными образами двух российских рек — Невы и Волхова. На противоположном фасаде величаво сидит женщина в античных одеждах — это аллегория Навигации. Она беседует с богом торговли Меркурием. Создатели этих скульптурных композиций остались неизвестными.
Тома де Томон полностью преобразовал весь участок стрелки Васильевского острова. Перед Биржей разбита полукруглая площадь, граница которой проходит по восточной оконечности острова. Площадь обрамлена гранитным парапетом с львиными масками и огромными каменными шарами, застывшими у самой воды. Композицию завершают две кирпично-красные колонны, расположенные между дугой парапета и фасадом Биржи. Стволы колонн украшены скульптурными изображениями носовых частей кораблей — рострами. У подножия сидят невозмутимые и мудрые боги рек — Волги, Днепра, Невы и Волхова. Вся скульптура выполнена из камня и подчинена общему замыслу — идее утверждения России на реках и морях, в торговле и ратных делах. Колонны, первоначально выполнявшие роль маяков (на их вершинах в треножниках зажигали огонь, указывая путь кораблям), связывают здание и площадь в единый ансамбль.
Здание Биржи — самая значительная постройка Тома де Томона в России и первое сооружение в стиле ампир в Петербурге.

вторник, 14 января 2014 г.

Искусство фотографии

Принцип действия фотоаппарата был известен еще да Винчи. Но только в XIX веке Жозеф Ньепс нашел способ фиксировать изображение на пластинах. В 1837 Луи Даггер зафиксировал его раствором соли. Днем рождения дагерротипии считается 19 августа 1839г.

Один из лучших фотопейзажистов Фрэнсис Фрит (1822-98). 


Гаспар Турнашон (Надар) создал портреты великих французских актеров, писателей, сделал первый  удачный снимок с электрическим освещением и первым снял землю с воздуха.


Поп-арт

ПОП-АРТ
Термин «поп-арт» {англ. pop art, сокращение от popular art — «популярное, общедоступное искусство»), как и само направление, родился в кругу английских художников «Независимой группы» Института современного искусства в Лондоне в середине 50-х гг. XX столетия. На их выставках «Коллажи и объекты» (1954 г.), «Человек, машина и движение» (1955 г.), «Это — завтра» (1956 г.) обнаружились основные мотивы и истоки поп-арта, такие, как комиксы с их серийностью и упрощённым рисунком, броская и яркая коммерческая реклама.
Поп-арт сразу же получил известность за океаном и очень скоро стал символом американского ис-кусства. Уже в 1955 г. на «Фестивале двух миров» в Сполетто (Италия) демонстрировалась кровать с подушкой и одеялом, выкрашенными масляной краской, — произведение американца Роберта Раушенберга (родился в 1925 г), вызвавшее взрыв негодования зрителей.
В экспозициях поп-арта мог быть выставлен любой знакомый зрителю предмет: мусорное ведро, недоеденный бутерброд, чучело курицы. Самым известным произведением и своего рода визитной карточкой поп-арта стала натуральная консервная банка с томатным супом.


пятница, 10 января 2014 г.

Архитектура. Баухауз

Здание школы дизайна «Баухауз» (1926, Германия) – один из первых шедевров Модернизма. Архитектор Вальтер Гропиус (1883—1969).

Ба́ухауз (нем. Bauhaus, Высшая школа строительства и художественного конструирования) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре.





Французские художники. Луи Ленен

ЛУИ ЛЕНЕН  (Le Nain Louis)
(между 1600 и 1610—1648)
Луи Ленен (художниками были и два его брата) писал в основном жанровые сцены из жизни крестьян. Его герои не приукрашены внешне, но исполнены благородства, достоинства и внутреннего покоя. Они живут в гармонии с Богом, окружающим миром и собой, проводя время в смиренном и кропотливом труде. Картины Ленена, продуманные и упорядоченные по композиции, строги по колориту, каждая мелкая деталь изображена тщательно. В попытках найти гармонию в жизни крестьян Ленен во многом предвосхитил идеи философа Жана Жака Руссо. А в живописи XIX в. его творчество нашло продолжателя в лице Жана Франсуа Милле, прозванного современникам и «художником-крестьянином».