пятница, 5 июля 2013 г.

Родились сегодня. Сутеев Владимир Григорьевич

1903-1993
Замечательный художник, писатель, сценарист и режиссер Владимир Григорьевич Сутеев стоял у истоков отечественной мультипликации. Многих популярных героев известных детских книг и «мультиков» мы представляем себе такими, как их придумал и нарисовал В. Сутеев.
Родился В. Г. Сутеев в Москве, в семье врача. Учился на художественном факультете Государственного техникума кинематографии. С1923 г. начал иллюстрировать детские книги, среди его работ были иллюстрации к стихотворениям К. Чуковского и С. Маршака.
В 1925 г. вышел один из первых советских рисованных фильмов «Китай в огне», созданный по заказу общества «Руки прочь от Китая!» и рассказывающий о революционной борьбе китайского народа. В. Г. Сутеев дебютировал в нем в качестве аниматора.
В 1936 г. он начал работать на киностудии «Союзмультфильм». Во время Великой Отечественной войны был на фронте, проявил себя как документалист.
После войны таланты В. Г. Сутеева раскрылись в полной мере. По его сценариям были поставлены любимые многими поколениями юных зрителей мультфильмы «Снеговик-почтовик», «Петя и Красная Шапочка», «Кто сказал "мяу"?», «Кот-рыболов», «Мешок яблок», «Про бегемота, который боялся прививок». В мультфильме «"Стрела" улетает в сказку» он проявил себя и как сценарист, и как художник-мультипликатор.
В. Г. Сутеев публиковал свои рисунки и иллюстрации практически во всех популярных детских журналах: «Мурзилка», «Пионер», «Искорка» (выходившая в Ленинграде). При его непосредственном участии был создан самый любимый журнал советских дошколят «Веселые картинки», тираж которого доходил до 9,5 миллиона экземпляров. В. Г. Сутеев иллюстрировал популярнейшую в свое время сказку Джанни Родари «Приключения Чиполлино», и образы ее колоритных персонажей стали восприниматься детьми так, как их нарисовал Сутеев.
Любили дети и книжки, написанные самим Сутеевым и им же проиллюстрированные. Первой стала опубликованная в 1952 г. «Сказка про карандаш и краски», вызвавшая восторженную рецензию самого Корнея Чуковского.


Добрые, смешные и симпатичные персонажи мультфильмов и книжек В. Г. Сутеева и сегодня радуют своими проделками детей и взрослых.





четверг, 4 июля 2013 г.

Родились сегодня. Федотов Павел Андреевич

/1815-1852/
П. А. Федотов родился в Москве 22 июня (4 июля) 1815 г. в семье бедного чиновника. Окончив курс 1-го Московского кадетского корпуса первым учеником, он поступил прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург и начал посещать вечерние рисовальные классы Академии художеств. Только после 10-летней службы в гвардии он смог выйти в отставку и полностью посвятить себя живописи.
П. А. Федотов начал писать батальные сцены, что в Николаевскую эпоху сулило почет и материальное благополучие. Так продолжалось до тех пор, пока баснописец И. А. Крылов не посоветовал ему заняться исключительно жанровой живописью. Послушавшись этого совета, художник создает лучшие свои картины «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». 

Эти картины были выставлены на академической выставке, и совет Академии единогласно признал художника академиком.
Три последних года его жизни отмечены поразительной творческой продуктивностью. Он работал с лихорадочной быстротой. Это и светлый портрет «Н. П. Жданович за клавесином», и меланхолическая «Вдовушка», и добродушно ироничный «Завтрак аристократа», и безысходно мрачный«Анкор,еще анкор!»,и незавершенные«Игроки».

                                       

 За восемь лет профессиональной работы заботы и разочарование вместе с постоянным напряженным трудом оказали разрушительное влияние на здоровье П.А.Федотова: болезненное состояние художника перешло в полное умопомешательство. Он умер в возрасте 37 лет 14 ноября 1852 г. в больнице Всех скорбящих, что на Петергофском шоссе, и похоронен на Смоленском православном кладбище, а в 1936 г. его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств. Впоследствии русский критик В. В. Стасов писал о Федотове: «Он умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким одарена была его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».




вторник, 2 июля 2013 г.

Медный всадник

ПАМЯТНИК ПЕТРУ I  В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
В 1764 г. русский посол при французском дворе князь Дмитрий Александрович Голицын получил от императрицы Екатерины II необычное для дипломата задание: найти во Франции скульптора, достойного создать памятник Петру Великому. По совету знаменитого философа и писателя Дени Дидро, большого знатока и любителя искусств, выбор российского двора пал на скульптора Этьена Мориса Фальконе.
В 1766 г. Фальконе прибыл в Петербург с девятнадцатилетней помощницей Мари Анн Колло (1748— 1821), ставшей его соавтором (она выполнила голову статуи Петра). Вот что писал скульптор о своей будущей работе: «Монумент мой будет прост... Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям».
Как всякое официальное произведение искусства XVIII столетия, памятник Петру должен был нести символический смысл. Согласно объяснениям того  времени,   императора следовало изобразить «стремящимся быстрым бегом на крутую гору, составляющую основание, и простёршим правую руку к своему народу». Гора здесь обозначает «трудности, понесённые Петром», а прыжок коня — «скорое течение дел его».
Нетрадиционную для классического конного монумента композицию со вставшим на дыбы конём технически было трудно выполнить. Но скульптор нашёл способ сделать её устойчивой: помимо двух очевидных опор памятника — задних ног коня — здесь есть и третья, скрытая: его хвост соприкасается с извивающимся под копытами змеем — символом зла.
В 1782 г. памятник был установлен на Сенатской площади, выходящей на берег Невы. С разных сто-рон фигура всадника открывается по-разному. Если смотреть на него с набережной, кажется, что конь вот-вот спрыгнет с постамента. При взгляде со стороны Исаакиевского собора он, напротив, выглядит гораздо более устойчивым, а рука Петра простёрта над крышами зданий на противоположном берегу реки.
Столь же необычным был и постамент. Знаменитый «Гром-камень» своей природной мощью и
шероховатостью фактуры символизировал «дикую Россию», которую, как скажет потом Пушкин, Пётр «поднял на дыбы». Этот камень
нашли недалеко от Петербурга и привезли с помощью специально придуманных приспособлений. По просьбе Екатерины II поэт Гаврила Романович Державин составил несколько вариантов надписи на постаменте. Императрица выбрала лаконичную фразу на латыни: «Petro Prima Catharina Secunda» и по-русски: «Петру Первому Екатерина Вторая».




 /Искусство. Энц. для детей. Том 7, ч.2. Аванта, 1999/

Русские художники. Саврасов А.


Алексей Кондратьевич Саврасов — художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского “пейзажа настроения” в русской живописи. Родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В картинах и рисунках пятидесятых годов мы встречаем попытки преодоления академических традиций и самостоятельного решения художественного замысла. Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда — “Камень в лесу у “Разлива” и “Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами” (оба 1850 год). Более зрелой и мастерски исполненной стала картина “Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду” (1851 год). Этот пейзаж принес художнику первое признание и сделал его знаменитым.

Первый успех ободрил начинающего художника, что позволило ему в 1855 году создать сложный по композиции и художественной задаче пейзаж “Вид в селе Кунцеве под Москвой”, а в 1858 году “Вид в окрестностях Москвы при закате солнца”. И в той и в другой картине Саврасов пытается передать прежде всего сложный мир жизни природы, а не только открывающийся взору вид. 

В целом раннее творчество Саврасова пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким контрастам переднего и заднего планов. Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например (“Пейзаж с рекой и рыбаком”, 1859).

В развитии творчества Саврасова этого периода важную роль играла не только работа над подмосковными пейзажами. Значительную помощь в становлении художника оказала поездка на Украину. 
В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище.  Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан.

Большую роль в развитии творческого гения художника сыграла поездка в Англию в 1862 году. 
 После Англии художник отправляется в Швейцарию для знакомства с горными пейзажами.  Познакомившись с природой чужих стран, он глубже понял своеобразие и обаяние родной природы. 
Нарастание сложных чувств и переживаний, частично связанных и с обстоятельствами личной жизни, заметно уже в картине 1869 года “Лосиный остров в Сокольниках”, и еще более явно в картине “Лунная ночь. Болото” (1870).

В 1870 — 1875 гг. художник совершал ежегодные творческие поездки на Волгу. 
Творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в картине “Грачи прилетели” (1871). 
Этот период творчества стал одновременно и вершиной, и закатом активного участия Саврасова в общем развитии реалистического искусства.
 Сюда следует отнести — “Ивы у пруда” (1872), “Весенний день” (1873). Нарастают черты символизма в искусстве Саврасова, придавая натуре свойства ностальгического видения (“Могила на Волге”, 1874; многие из поздних весенних и зимних пейзажей). Получает свое продолжение волжская тема, прочно вошедшая в творчество Саврасова. 
 Среди работ восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как: “Ночка” (1883), “Лунная ночь над озером” (1885), “Вечер. Поле с воронами”, “Сумерки. Пейзаж”, “Сосны на берегу озера”  и “Оттепель” (1887 год), исполненные сложной техникой живописного рисунка. Работы Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных выставках. В поздний период творчества мастер практически не создает ничего нового, страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ, в том числе “Грачей”.
Умер Саврасов в Москве 26 сентября 1897.
/по тексту artsait.ru /







и много ещё на  http://www.wikipaintings.org/ru/aleksey-savrasov/lake-in-the-swiss-mountains-1866

понедельник, 1 июля 2013 г.

Родились сегодня. Фельтен Юрий Матвеевич

/1730-1801/

Архитектор Фельтен Георг Фридрих, Юрием Матвеевичем его позже назвали на русский лад, родился в 1730 г. в семье М. Фельтена, служившего в Академии наук. После смерти отца семья возвратилась в Германию, где Георг Фридрих обучался в Тюбингенском университете точным наукам. В Петербург он вернулся осенью 1749 г. и стал первым студентом-архитектором в Академии художеств, после окончания которой работал в Канцелярии от строений под руководством Б.Ф. Растрелли, а после его отъезда занял пост главного архитектора.
Среди наиболее значительных работ Ю. М. Фельтена - лютеранские церкви святой Анны и святой Екатерины, армянская церковь на Невском проспекте, ломбард Воспитательного дома, перестроенный В. П. Стасовым под Павловские казармы, Старый Эрмитаж со знаменитой аркой над Зимней канавкой, Чесменский дворец и церковь, церковь Иоанна Предтечи на Каменном острове и изящная решетка Летнего сада, о которой Анна Ахматова писала: «Я к розам хочу в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград».
Для себя Ю.М. Фельтен построил каменный особняк на наб. Мойки, 20. Впоследствии здание было перестроено, однако фундамент и часть стен фельтеновской постройки сохранились в здании Капеллы до настоящего времени.
По идее и по чертежам Ю.М. Фельтена была устроена приводившая в свое время всех в удивление машина для передвижения гранитного монолита для пьедестала статуи Петра Великого.
После отъезда Валлен-Деламота из России преподавание архитектуры в Академии художеств передается Ю. М. Фельтену. С тех пор он полностью погружается в преподавательскую работу, сначала профессором, а затем, с 1785 г., в должности адъюнкт-ректора Императорской Академии художеств.
В 1789 г. по предложению президента Академии И.И.Бецкого Ю.М. Фельтен был назначен ее директором. По сложении полномочий И. И. Бецким в 1794 г. уволили и Ю. М. Фельтена.

Умер архитектор 14 июня 1801 г. 
Чесменская церковь, Спб


пятница, 28 июня 2013 г.

Диофантовы уравнения

Диофантовыми уравнениями называют  алгебраические уравнения или системы  алгебраических уравнений с целыми коэффициентами, для которых надо найти целые или  рациональные решения. При этом число  неизвестных в уравнениях должно быть не  менее двух (если не ограничиваться только целыми числами). Диофантовы уравнения имеют, как правило, много решений, поэтому их называют неопределенными уравнениями.
Это, например, уравнения:
Зх + 5у = 7;
X^2+y^2 = z^2;
Зх^3 + 4у^3 = 5z^3.
Названы они по имени греческого  математика Диофанта, жившего в III в. Его книга «Арифметика» содержала большое  количество интересных задач, ее изучали  математики всех поколений. Книга сохранилась до  наших дней, ее можно найти в русском переводе в библиотеке.
Задачи поиска целочисленных и  рациональных решений обычно тесно связаны  между собой. Легко сообразить, какая связь есть между целочисленными решениями уравнения
К диофантовым уравнениям приводят  задачи, по смыслу которых неизвестные значения величин могут быть только целыми числами. Решение уравнений в целых числах  - очень увлекательная задача. С древнейших времен накопилось много способов решения  конкретных диофантовых уравнений, однако только в нашем веке появились общие  приемы их исследования. Правда, линейные диофантовы уравнения и диофантовы уравнения 2-й степени научились решать давно.
Так, легко доказать, что по формулам х = 4 + 5г, у = — 1 — Зг (г-любое целое число) находятся все целочисленные решения  уравнения Зх + 5у = 7. Формулы для нахождения  целочисленных сторон прямоугольного  треугольника (т. е. для решения уравнения х^2 + у^2 = z^2) были известны еще древним  индийцам .
Решения диофантовых уравнений более  высоких степеней, а также систем уравнений  давались с большим трудом. Знаменитое  уравнение П. Ферма, которое более трехсот лет назад он написал на полях «Арифметики» Диофанта, х^n + у^n = z^n (n > 2) не решено до сих пор .
Даже при n = 3 диофантовы уравнения  поддаются решению с большим трудом, причем ответы могут быть совершенно разными. Так, уравнение Зх^3 + 4у^3 = 5z^3 совсем не имеет  решений в целых числах, кроме нулевого. 
Правда, оказалось, что кубические  уравнения стоят в некотором смысле особняком. В 20-е гг. нашего века английский математик Е. И. Морделл высказал гипотезу, что  уравнение более высокой степени, чем 3, должно иметь, как правило, конечное число  целочисленных решений. Эта гипотеза была в 1983 г. доказана голландским математиком Г. Фалтингсом. Тем самым подтвердилось, что  уравнение Ферма при всяком n > 2 имеет лишь конечное число решений в целых числах (без общих множителей). Однако пока нет способа найти эти решения.
Долгое время надеялись отыскать общий способ решения любого диофантова  уравнения. Однако в 1970 г. ленинградский  математик Ю. В. Матиясевич доказал, что такого  общего способа быть не может.
Решение уравнений в целых числах - один из самых красивых разделов математики. Ни один крупный математик не прошел мимо теории диофантовых уравнений. Ферма, Эйлер и Лагранж, Дирихле и Гаусс, Чебышев и Риман оставили неизгладимый след в этой  интереснейшей теории.


Савин А.П. Энциклопедический словарь юного математика, 1989