суббота, 16 марта 2013 г.

Весенние пейзажи (картины)

 К. Коровин. Весна. 1917
 Н. Крымов. К весне. 1907
 И.Левитан. Март.Большая вода
А. Саврасов. Грачи прилетели

Гжель


Гжель - древнее село, расположенное в Раменском районе Московской области. Свое название, как полагают, оно получило от слов «гжель», «жечь», выражавших важную сторону промысла. Здесь, в местах, богатых высококачественными глинами, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались гжелью. Искусство гжельских мастеров уже в ХVIII веке достигло высокого расцвета. 
 Гжельская роспись круглых силуэтов изделий Роспись наносят на поверхность обожженного из-делия свободной кистью керамической краской, главным образом, синим кобальтом. Широкой полосой или букетом выделяется тулово, края горла, дна и ручек. Узор всегда связывается с формой, подчеркивает ее особенности и целостность. 
Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы - розы, астры, гвоздики, формы которых перерабатываются и становятся довольно условными, но живописными и декоративными. Разнообразны и технические приемы работы: то всей кистью, обильно насыщенной краской. Растительные узоры в гжельской росписи то поворотом кисти получают «мазок с тенями», то концом кисти наносят жилки, штриховку, усики. 
Часто темно-синий цвет росписи обогащается блеском тонких золотых линий и штрихов, которые изображают жилки, контуры листьев и цветов. Если белую поверхность изделия целиком окрашивают кобальтом (синим), то роспись наносят только золотом. Расписанное изделие покрывают глазурью, которая при обжиге образует глянцевую прозрачную пленку, роспись называют подглазурной. Возможна нaдглазурная многоцветная роспись. 
Голубые розы и синие птицы - древние символы счастья и мечты о прекрасном. 







Жостовская роспись (подносы)

Жостовская роспись 
Неподалеку от Москвы в начале XIX века в старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосиль-цево и других возник промысел расписных лаковых подносов. Производственный процесс начинается с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем штамповкой на мощном прессе заготовке придают одну из 26 принятых на фабрике форм: круглую, овальную, овальную фигурную, овальную крылатую, готическую, прямоугольную («сибирскую»), «гитарную», восьмигранную или другую. Острые края формы подгибают и переходят к грунтовке, шпаклевке, просушке, шлифовке, окраске черной краской и лакировке. 
Жостовская роспись состоит из цветочных композиций, состоящих из любимых жостовскими художниками пышных роз, тюльпанов, астр, георгинов, пионов, маков, колокольчиков, васильков, незабудок, ромашек. Сделанная роспись должна хорошо вписываться в форму подноса и подчеркивать его особенности. Как правило, роспись дополняется золотой орнаментальной рамкой вдоль бортика, составленной из элементов, называемых елочкой, травкой, лентой, рюшечками, дождичком и др. 
В росписи есть определенные этапы с характерными названиями: замалевок, тенешка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Поднос украшается рамкой, лакируется, полируется или, как говорят жостовские мастера, «обделывается», «открывается».Поднос становится материально полезной вещью, украшением на столе и картинкой на стене. 







Городецкая роспись (городец)


В той же Горьковской области широка известен и другой центр художественной росписи - город Городец. Промысел возник в середине XIX века в городецких деревнях Курцево, Косково, Хлебаиха. В наше время городецкие мастера, сохраняя традиционные формы росписи, создают новые типы композиций и мотивов, которыми украшают детские Столики, стульчики, табуреты-сундучки, кони-качалки, декоративные панно в виде прямоугольных пластин и круглых тарелок. Росписи выполняются клеевыми красками (темпера, гуашь). Сначала готовят цветной фон (часто желтый), на него наносят главные фигуры, букеты, гирлянды, венки в виде крупных цветовых пятен, красиво согласованных по тону и цвету, применяя при этом яркие красные, розовые, синие, голубые и зеленые цвета. 
Характерны изображения барынь, кавалеров, чаепитий, птиц, гуляний, всадников, «розанов», «купавою>, «яблок», оживленных белыми штрихами и точками (оживкой), обведенных белой и черной краской. Звучные цвета, гармоничные сочетания, пышные букеты, сказочные птицы - все ярко выражает красоту природы и радость жизни. 
 

Хохлома


С именем старинного торгового села в Горьковской области (Горький ныне - Нижний Новгород) связано название росписи деревянной посуды и мебели. Выточенная на токарном станке или вырезанная ножом из липы и березы вещь тщательно покрывается слоем жидкой глины («вапы»).Просушенная «повапленная» вещь многократно покрывается олифой, красится серебристым алюминиевым порошком, по которому затем наносится роспись масляными красками, главным образом черной и красной, как наиболее жаростойкими. Расписанную вещь несколько раз олифят и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красные узоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой» и «пламенной». 
Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «яблочком», «ягодкой», «виноградом», «листком», «древком», «кудриной». 






Справка.
Фоновое письмо - сначала рисуют концом кисти контуры всех крупных элементов узора, а затем серебристый фон изделия закрывают черной или красной краской, оставляя нарисованный узор незакрашенным. 
Верховое письмо - узор пишется черной, красной, зеленой и желтой красками на серебристом фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет, отлично выделяющий многоцветный узор росписи. 
Хохломская роспись выполняется кистью от руки без предварительного рисунка, с «маху» худо-жественной масляной краской. При этом кисть держится «щепоткой», перпендикулярно к поверхности.