четверг, 28 февраля 2013 г.

Муха. Февраль


Русские художники. И. Грабарь


И́горь Эммануи́лович Граба́рь (25 марта 1871,Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник-живописец, реставратор, искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог. 
Родился в семье Эммануила Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. 
В 1876 году семья переехала в Российскую империю. С 1880 по 1882 жил с семьей в городе Егорьевске Рязанской губернии. С 1882 по 1889 Игорь Грабарь учился в Москве в лицее цесаревича Николая, затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.
 В 1894 году поступил в петербургскую Академию художеств, а затем учился в Париже и Мюнхене. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».
 Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. 
Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения, картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица».

В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства. 
Действительный член АН СССР (1943). Действительный член Академии художеств СССР (1947).

Февральская лазурь


Мартовский снег

воскресенье, 24 февраля 2013 г.

Перспектива



Перспектива / франц.  perspective – вид от лат. Perspicere – ясно видеть, познавать взором, постигать, проникать внутрь/ - в широком смысле обзор, то же, что панорама. Отсюда специальное значение термина: наука видения пространства, а также система практических способов и приемов изображения пространства на плоскости.
 (В.Г. Власов  Иллюстрированный художественный словарь  С-Пб, 1993)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Перспектива / франц.  perspective – вид от лат. perspicio – ясно вижу) –система изображения объемных тел на плоскости или иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удаленность отдельных их частей от наблюдателя.
С точки зрения геометрии  П. – способ изображения фигур, основанный на применении центрального проектирования.
 (Математический энциклопедический словарь. Под ред. Прохорова. – М. «Советская энциклопедия», 1988)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 Слово «перспектива» происходит от латинского perspicio просматриваю, смотрю  сквозь.
 (Н.Г. Рожкова. Графический дизайн и реклама на компьютере. «Вильямс» 2006)
 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Перспектива (фр. – perspective от лат. perspicere – «ясно вижу»), способ передачи пространства на плоскости.
 (Энциклопедия для детей. Универсальный энциклопедический иллюстрированный словарь Т.23. М.: Аванта+, 2003)
------------------------------------------------------------------------------------------------
Законы перспективы:
1. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные - обобщенно. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние - обобщенно. 
2. Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные - неопределенно. Для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленные - мягче. 
3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные - светлее ближних. Для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притенить, а темные - осветлить. 
4. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся объемными, вое дальние -. слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Для передачи пространства ближ-ние предметы надо изображать объемно, а дальние - плоско. 




Передвижники


Для многих русских художников традиции Академии художеств были незыблемы. Лишь здесь путем добросовестных штудий в натурных классах удавалось по настоящему овладеть техникой рисунка, освоить все стадии работы, которая предшествует рождению картины. Академия долгое время была единственным в России местом, где одаренные и не боящиеся кропотливого труда люди могли под руководством опытных учителей огранить свой талант, достичь высот мастерства. Но для этого, помимо природных способностей, требовались терпение и усердие. Звание классного художника, которое давалось выпускнику императорской Академии, выводило на широкую творческую дорогу. Успешное окончание курса увенчивалось долгосрочной, за казенный счет, стажировкой в европейских странах, где художники, копируя шедевры мирового искусства, совершенствовали свое мастерство. 
Но это еще не все. Академия освобождала от воинской повинности, и талантливые ученики из низших сословий получали уникальный шанс изменить свой гражданский статус и претендовать на звание профессора со всеми его привилегиями. 
В 1863 году четырнадцать студентов императорской Академии художеств в Петербурге потребовали предоставить им свободный выбор темы для конкурсных картин. Начинающих живописцев не устраивала давно устаревшая, с их точки зрения, практика: выставлять на ежегодное соискание престижной Большой золотой медали лишь работы на заданную тему. Они требовали свободного выбора сюжета. 
Идти на какие-либо компромиссы молодые люди не пожелали: получив отказ администрации изменить существующий порядок, они демонстративно покинули Академию и объединились в Санкт-Петербургскую Артель свободных художников. Возглавил «бунт четырнадцати» Иван Крамской. 
На обломках быстро распавшегося творческого объединения И. Н. Крамской вместе с только что вернувшимся из Италии выпускником Академии художеств Григорием Мясоедовым организует в 1870 году Товарищество передвижных художественных выставок, которому суждено было внести серьезные изменения в развитие русской живописи. 
Товарищество просуществовало более полувека и распалось только в 1923 году. Всех передвижников, как стали называть этих художников, объединяло стремление приблизить искусство к людям. В картинах чаще стали появляться современные бытовые сцены.

Лидером передвижников стал Иван Николаевич Крамской (1837–1887). Он выделялся среди художников не только большим талантом, но и сильным характером, смелостью и независимостью суждений. Товарищей привлекала его решительность, уверенность в себе. Бойцовские качества Крамского не раз проявлялись, когда он отстаивал свои взгляды на искусство. Его мечтой было писать картины, которые заставили бы зрителей содрогнуться от стыда и боли за безучастность к тем, кто голодает, бедствует, терпит нужду. Эта идея высокого служения людям воплощена в картине «Христос в пустыне».  «…Это не Христос, – писал он, – это есть выражение моих личных мыслей». 

Художника  Василия  Григорьевича  Перова(1834–1882) называли «истинным поэтом скорби». 
Основная тематика жанровых картин Перова – убогая и безотрадная российская жизнь («Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница»). В. Г. Перов был в постоянных творческих исканиях. Его картины обличали грубые и жестокие нравы, царившие в обществе, глухоту к чужому горю.

Став одним из самых маститых передвижников, Перов вскоре почувствовал, что ему тесно в рамках прежних идей. Постепенно художник меняет отношение к окружающему миру. Отчаяние и безысходность в его работах уступает место тихой радости бытия, которую дает человеку общение с природой. Героями его новых картин становятся люди, чьи интересы далеки от общественных проблем. Они живут своими увлечениями и по-своему счастливы. Так, полотна «Птицелов», «Охотники на привале», «Рыболов» поэтичны и полны мягкого юмора. К концу жизни Перов выходит из Товарищества и пишет картины на евангельские сюжеты. 


Граффити


Начало граффити было положено уже в древнейшее время. Этим видом деятельности занимались как пещерные люди, так и римляне и египтяне, а также индейцы и греки.
Граффити в сегодняшнем его варианте появилось в начале 1960-х гг. нью-йоркском метро спустя год, как оно было построено. Нацарапав в какой-то стене своё имя или кличку, первый граффитёр, или райтер,  добавил к ней номер своего : квартала. С тех пор и началось. Писали все. Создавались своеобразные команды, которые мудрёным шрифтом расписывали стены, заборы, : мусорные баки и мосты. Граффити стало стихией, изменившей внешний вид улиц в конце XX в. в Западной Европе, где также получило широкое распространение. В Берлине есть специальный граффити-салон, куда могут обратиться и потенциальные заказчики, и художники с образцами   своего творчества. А всякий проезжающий по территории Финляндии и Швеции может прямо из окна вагона полюбоваться на работы местных граффитёров, украшающие скупой скандинавский пейзаж.
Первые серьёзные отечественные граффити начали появляться в середине 90-х гг. XX в., одновременно с модой на брейк-данс. И это вполне естественно, ведь то и другое — часть хип-хоп-культуры. В то время по стране волной прокатились брейк-фестивали. Декорации к ним доверили оформлять первым граффитёрам, которые, несмотря на свою незрелость, при помощи баллонов с автоэмалью просто творили чудеса. Смысл граффити не столько в том, чтобы написать что-нибудь очень важное, передать информацию, сколько в том, чтобы бороться за свободу творчества — рисовать где угодно. Чтобы отличаться от конкурентов, райтеры начали разрабатывать свои стили. В рисунках стали встречаться шутливые персонажи. Появились компьютерные и готические шрифты. Приобрёл значение цвет, символ мультипликации. Сейчас модно рисовать такие граффити, которые невозможно прочитать, так называемый wild stiyle.

Райтинг (Writing). Это основной вид граффити, в сущности, это и есть само граффити, точнее, то, что рисуется на стенах.
Tagging. Это приложение граффити, хотя именно с него началась история этой субкультуры. Таг — это подпись граффитёра, выполняемая одним цветом очень быстро, но со вкусом. Иногда граффитёры просто ходят по улицам и оставляют свои таги где попало для того, чтобы «раз-рекламировать» своё имя.
Throw-up. Он зародился в Нью-Йорке. Этот самый простенький сталь изображения отличают два цвета. Одним цветом наносится контур, другим делается заливка. Чаще для него используются чёрный и белый, чёрный и серебристый цвета, хотя возможны и другие разнообразные пары, главное, чтобы цвета были контрастными и сочетались друг с другом. Обычно все начинают с этого стиля.
Blockbusters. Это также простой стиль. В нём используются большие, широкие буквы, которые наносятся на поверхность одним цветом. Такие изображения появились в Лос-Анджелесе, где их использовали для обозначения своей территории уличные группировки. В переводе с английского слово Bubles означает «пузырь». Рисунки этого стиля используются для того, чтобы громко заявить о себе. В изображении могут применяться несколько цветов.
Wild Style (в переводе с англ. — дикий стиль). Это динамичный стиль, трудный для прочтения. Изображение наносится тремя-четырьмя и более цветами, с множеством различных наложений и переплетений бук». Труден в исполнении, этим стилем рисуют уже опытные граффитёры, обычно долго и в спокойном месте. Он требует серьёзной подготовки, на скетче нужно учесть все тонкости.
Существуют другие подвиды динамичных стилей. Для выполнения граффити используют разнообразные аэрозольные баллончики. Каждый из них обладает множеством различных линеек. Но принципиального отличия у красок в линейке одной марки нет. Большую роль в техничности работы играет правильно подобранная насадка к баллончику. 
по учебнику 8 класс Шпикалова Т.Я.

пятница, 8 февраля 2013 г.

Теория вероятностей и комбинаторика. История

Теорию вероятностей трудно отделить от комбинаторики. Обе дисциплины одновременно (1654) получили подлинное обоснование в переписке Паскаля и Ферма. 

Исходным пунктом явилась встречающаяся при игре в кости задача, которую пытался решить еще Лука Пачиоли в своей работе «Summa» (1494). Речь шла о справедливом распределении между игроками ставки, которую должен получить один из них после того, как он наберет известное количество очков, в случае, если игра прекращается раньше достижения кем-либо из партнеров этого числа очков. 

Лука Пачиоли рассматривал подобные вопросы при слишком неопределенных предпосылках и трактовал их как задачи на правило товарищества. Кардано (1539) и Тарталья (1556) также не достигли серьезного успеха в изучении этой трудной проблемы, хотя первый из них уже заметил связь ее с комбинаторикой. Правильное, но хлопотливое решение Паскаля было подтверждено Ферма, получившим тот же результат с помощью совершенно отличного и более простого способа. Однако также удачно распространить задачу на случай более чем двух игроков Паскалю не удалось, ибо использовать здесь свой арифметический треугольник, которым он все время оперировал, он мог лишь с большим трудом.
===========================================================

О создании комбинаторики как некоторой научной дисциплины можно говорить, лишь начиная с XVII столетия. В 1634 г. Эригон правильно определил в своей «Практической арифметике» (Arithmetica practica), составлявшей второй том «Курса математики», число сочетаний из n-элементов по m. 

В 1656 г. это же нашел иезуит А. Таке, посвятивший сочетаниям и перестановкам небольшую главу в «Теории и практике арифметики», причем термины он понимал в том же смысле, что и мы.

 В 1654 г. Паскаль отправил Ферма «Трактат об арифметическом треугольтреугольнике» (Traite du triangle arithmetique, опубликовано посмертно, Париж, 1665). В этом сочинении и в «Трактате о числовых порядках» (Traite des ordres numeriques), вышедшем впервые также в 1665 г., были приведены основные отношения между биномиальными коэффициентами, в которых Паскаль признал число сочетаний и с которыми оперировал как с таковыми. Послание Паскаля к Ферма встретилось в пути со статьей Ферма по родственному вопросу, а именно о фигурных числах, которую последний отправил Паскалю. Эти «фигурные числа» (треугольные, четырехугольные,…, многоугольные) рассматривались здесь как члены разностных рядов высших порядков и были представлены Ферма с помощью произведений.