воскресенье, 6 марта 2016 г.

Сосуды Древней Греции

Изысканный декор и совершенство пластической формы сосудов Древней Греции


Греческая вазопись чернофигурного и краснофигурного стилей — это выдающееся явление мировой художественное культуры. Сюжетно-изобразительная роспись древнегреческое керамики — своеобразная энциклопедия жизни древних греков, источник изучения их быта, культуры, мифологии.

Такие вазы высоко ценились в Греции, служили наградой победителям в спортивных состязаниях, использовались в быту. В Афинах был целый ремесленный квартал Керамик, где жили только гончары и находились гончарные мастерские. I них работало множество рабов, выполнявших самую трудную работу. Они подносили и месили глину, таскали воду и топливо, поддерживали ровный жар в гончарных печах. Сформованные на гончарном круге сосуды расписывали и украшали орнаментом ремесленники из числа свободных граждан.
Особенно высокого расцвета искусство изготовления глиняных расписных ваз достигло в Греции в VI—V вв. до н. э. Именно в то время были созданы вазы в чернофигурном и краснофигурном стиле.

В VI в. до н. э. рисунки на вазах выполняли в чернофигурной технике. Вся поверхность вазы покрывалась плотным слоем лака, оставлялся лишь прямоугольник цвета глины, на котором и размещались силуэты, окрашенные густым черным лаком, секрет которого до сих пор не разгадан. Изображения людей, животных и орнаментальные полосы, покрытые лаком, после обжига четко выделялись на фоне оранжево-красной глины.

В основу этой системы декора положен простой контраст между темными силуэтами фигур и светлым фоном, который оживлялся пятнами белой и пурпурной краски. Мастера чер-нофигурного стиля научились придавать темной глазури сочный металлический отблеск, тогда как тон глины, прежде обычно светло-желтый, приобрел теперь более темный, тепло-красный оттенок.

Вазовые рисунки рассказывают об охотах и битвах, о процессиях и танцах, но чаще всего фантазия вазописцев возвращается к героям мифов, к их подвигам и чудесным приклю-чениям. Любимым героем чернофигурного стиля был бог растительности, виноградарства и виноделия Дионис. Он всегда изображался в длинном хитоне, падавшем красивыми складками, плаще поверх хитона, с венком из листьев плюща на голове. 

 Крупнейший мастер чернофигурного стиля Эксекий на дне килика (чаши для вина), одного из своих лучших произведений, запечатлел эпизод легенды о Дионисе. Используя сюжет греческого мифа, художник создал поэтичную сцену, пронизанную ясным и плавным ритмом.
В конце VI в. в Афинах стали изготовлять краснофигурные вазы, в названиях которых подчеркнуто значение силуэта в новой технике. Фигуры естественного цвета глины вы-ступали на фоне, сплошь покрытом лаком. Черные линии рисунка на светлом фоне глины точно выявляли детали. Это дало возможность выразительно изображать строение человеческого тела, различные движения, естественно и свободно моделировать объемы.


В рисунках краснофигурного стиля почти не было никаких поправок или ошибок. Сначала заостренной деревянной палочкой наносился первоначальный набросок композиции на не вполне затвердевшую глину. Затем он еще раз обводился кистью, и, наконец, уверенными линиями выполнялся окончательный рисунок. Птичьим пером наносились складки одежды, мускулы, черты лица, а все свободные от изображений части вазы покрывались лаком. При обжиге лак приобретал ровную зеркальную поверхность, и на этом фоне особенно выразительно выступали светлые фигуры.


 Мастера краснофигурной вазописи пришли к более свободному пониманию композиции. Они рисовали разнообразные сцены на сюжеты мифологии или новые сюжеты из современной им повседневной жизни. Фигуры изображались или в профиль, или в по-вороте в три четверти. При изображении людей греки следовали тем же правилам, что и древние египтяне, — лицо рисовали в профиль, плечи — в фас, ноги и руки — в профиль.

Крупнейший из известных мастеров ранней краснофигурной вазописи Евфроний создал замечательные по тонкости, стройности и красоте рисунка композиции, передавая динамику борьбы, красоту движения и жизни.

В древнегреческом растительном орнаменте самый распространенный элемент — это изображение пальметты, напоминающее пальмовые листья. Бывают двойные, тройные и сложные орнаменты из пальметт. Пальметты изображались также в виде гирлянд, со-единенных между собой тонкими декоративными линиями.

 Кроме изображения листьев пальметты, используются также изображения лотоса, листьев оливы, папируса, плюща с маленькими листочками на изогнутых стебельках. В декор сосудов из геометрических орнаментов разнообразно включается мотив меандра.

Формы и размеры греческой керамики чрезвычайно разно-образны. Чаще всего встречается около двадцати видов, всего же их насчитывают более трехсот пятидесяти. В зависимости от назначения сосудов выполнялась их роспись.

Комментариев нет:

Отправить комментарий