воскресенье, 24 января 2016 г.

К уроку ИЗО. Игра-загадка «Волшебная птица»

Игра проводится на уроке декоративного рисования.
Задача: воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Материал: фотографии или репродукции изделий народных мастеров с образом птицы (дымковские свистульки, городецкая прялка, хохломской ковш-скопарь, изразец, полотенце с архангельской вышивкой и т.д.).
Содержание. В начале игры учитель рассказывает следующую историю: 
«Было это в давние времена. Жил в одной деревне с семьей мужик по имени Федор. Семья у него была небольшая: жена Настасья да сын Ванятка. Мастер Федор был хоть куда: за что ни брался, дело в его руках спорилось.
Вот как-то осенью стоял Федор на берегу озера. А в небе стая птиц пролетала. На юг спешили, в жаркие страны, да, видно, устали. Вожак стаи прокликал что-то в воздухе, и стая снижаться стала вниз на воду. Одна из птиц до того осмелела, что прямо к ногам Федора подплыла. Качается на волнах, гордо выгнув шею. Залюбовался мастер легкостью и красотой птицы. Вернулся домой задумчивый. А утром засел за работу. К вечеру глядь, а на краю колодца птица необычная сидит, гордо изогнув расписную шею с красным гребнем на голове. Ахнули соседи, побежали на двор Федора птицу диковинную смотреть. А это и не птица вовсе, а ковш-скопарь, чтобы воды зачерпнуть да жажду утолить.
Вот и осень задула холодными ветрами. Зима впереди. Печи в деревне к зиме готовят. И Федору без дела не сидится. Печь в избе изукрасить норовит. Сделал он глиняные плашки, рисунок глазурью цветной нанес да в печи закалил. Полученными изразцами с птицей Сирином печь-то и выложил. Кто в избу ни зайдет, все любуются.
Тепло и уютно в избе у Федора. Жужжит прялка. Это жена Федора, Настасья, нитку прядет, а сама на донце прялки, птицами изукрашенное, поглядывает. А птицы те красные да черные на ветке сказочной сидят, розанами и купавками усеянной. Одна работа закончилась, другая началась...
Трещит лучина в холодные зимние вечера. Настасья полотенце, что соткала, птицами крас-ными вышивает, крестик к крестику кладет. Устанет, отдохнет немножко, а потом опять тихо песню запоет, и снова иголка мелькает в ее ловких пальцах.
Вот уж и солнце пригревать стало, звоном капели наполнился двор. Просит Ванятка отца птицу ему смастерить, чтоб красивая была и звук издавала. Вылепил Федор свистульку из глины, обжег ее в печи и красками яркими расписал: красными точками с черными штришочками, оранжевым колесом да красным гребешком.
Бегает Ванятка по двору, дует в свистульку, птиц созывает, весну призывает».

Учитель должен сделать акцент на тех местах текста, где описываются изделия декоратив-но-прикладного искусства, а затем попросить детей назвать их.
Правило. Каждый ряд по очереди называет одно изделие. Если оно названо правильно, учитель на классной доске вывешивает его изображение.
Примечание. Можно попросить детей назвать, где они еще видели изображение сказочной птицы в декоративно-прикладном искусстве.


Комментариев нет:

Отправить комментарий