вторник, 26 января 2016 г.

Фарфор. ЛФЗ.

ФАРФОР стал пользоваться популярностью у европейцев в первой четверти XVIII века. Неоднократные попытки похитить у китайцев секрет его производства не увенчались успе-хом. И вскоре в Германии, а позже и в других странах Европы фарфор стали изготавливать по собственным технологиям. В то время царствовало барокко - первый из «больших стилей», задававший тон всему, что окружало человека в жизни. 
До сих пор в любой, по-настоящему хорошей фарфоровой вещице, какой бы современной на вид она ни была, ощущается природная гармония. Изделия из этого хрупкого материала - не просто посуда, а скорее, аксессуары, дополняющие интерьер. Нам повезло: в Петербурге не только продается, но и производится фарфор, достойный музейного хранения. 

ЛОМОНОСОВСКИЙ (Императорский) фарфоровый завод был основан в 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны и стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Более полутора веков он принадлежал семье Романовых, обеспечивая фарфором императорскую семью и ее ближайшее окружение. Только после революции здесь приступили к массовому производству. 
История, которая могла бы передаваться в вашей семье из поколения в поколение вместе с какой-нибудь чашкой или блюдцем, сегодня продается в фирменных магазинах ЛФЗ. Чайник по эскизу Малевича или сервиз образца 1829 года, предназначавшийся для дворца Коттедж в Петергофе, будут абсолютно новыми, но в то же время точно такими же, как оригиналы. Подобные «ремейки» на ЛФЗ называют репликами. Это относительно новая для завода продукция. Но и многие произведения современного дизайна на самом деле навеяны прошлым. Так, например, на создание чайного сервиза «Ковчег» автора вдохновила оригинальной формы чашка, сделанная в 1749 году! 

«Исторический фарфор» снабжается специальным сертификатом, из которого покупатель может узнать все о прошлых жизнях своего приобретения. 
Кроме больших чайных, кофейных и столовых сервизов завод выпускает и более лаконичные наборы посуды: бокалы с блюдцами, чашки с крышкой и блюдцем, декоративные тарелки, наборы для чая из нескольких чайников и для вина из небольшого штофа и стопок. Всю продукцию завода классифицируют по назначению, форме и рисунку. Так, например: «Тюльпан», «Кристалл», «Витая», «Волна» - это названия форм кофейных и чайных сервизов, для каждой из которых используется несколько рисунков. 

В зависимости от состава массы и глазури фарфор бывает твердый или мягкий. 
Твердый отличается прочностью, чистым цветом. Мягкий фарфор называют также художественным, из него часто делают скульптуры. Особое место занимает костяной 
фарфор, массовое производство которого сохраняют сегодня лишь некоторые английские производители и ЛФЗ. Из этого фарфора, получившего свое название благодаря входящей в состав массы костной муки, можно делать изящную посуду с тонкими стен-ками. Прозрачность, позволяющая «белому золоту» просвечивать, и мелодичный звук - его отличительные свойства. Кроме того, фарфор бывает дорогим и дешевым. Но высокая цена - не единственный признак качества. Поэтому, выбирая посуду, лучше внимательнее смотреть на предмет, а не на ценник. 
Считается, что многое о фарфоре можно узнать по звуку. Чистый и долгий, почти колокольный звон говорит о неповрежденной глазури и высоком качестве исполнения, а микротрещины, напротив, звук заглушают. 

Хороший фарфор отличается чистотой белого цвета, теплыми, а не холодными от-тенками. На поверхности не должно быть металлических вкраплений - едва заметных черных точек. Еще один брак, небольшие дырочки в глазури, изготовители фарфора называют «накалами». В продукции, не относящейся к высшему сорту, такие изъяны закрывают деколью. Это современный способ нанесения рисунка на фарфор, стекло или керамику, имитирующий роспись. Рисунок печатается на пленке, покрывается лаком, потом отмачивается в воде и переносится на поверхность изделия. Во время обжига краска впекается в поверхностный слой, образуя твердую однородную массу. Именно деколь позволила сделать фарфоровую посуду более доступной. Хотя у большинства европейских производителей изделия, декорированные таким способом, стоят достаточно дорого, только ручная роспись делает фарфор произведением искусства, предметом коллекционирования и гордости. Значительная часть продукции ЛФЗ расписывается вручную. В первую очередь это касается эксклюзивных сервизов и реплик. При изготовлении последних историческая технология выдерживается полностью, включая ручную отливку. 


Ах, вот он какой - фарфор! 
Завод был основан в 1744 императрицей Елизаветой Петровной. Более полутора веков завод принадлежал династии Романовых, обеспечивая фарфором императорскую семью и ее ближайшее окружение.

В октябре 1917 года предприятие было национализировано, советская эпоха в истории ЛФЗ началась с "агитационного" фарфора, исторически правдиво, в совершенной художественной форме отразившего настроение эпохи. 
Сегодня на ЛФЗ сохраняется основа технологии производства твердого классического фарфора, разработанная еще в середине XVIII века русским ученым Дмитрием Ви-ноградовым. Кроме того, Ломоносовский завод  - единственное место в России, где производят костяной фарфор. Костяной фарфор можно было купить в Англии еще в се-редине XVIII века, однако как его изготавливать, никто толком не знал. Англичане дер-жали рецептуру фарфора в строжайшем секрете. Наши ученые раскрыли секрет лишь в 1966 году. Больше двух лет ушло на разработку рецепта, и в 1969 была выпущена первая в СССР костяная чашка. 
Состав фарфоровой массы такой: она состоит наполовину из глины, на четверть - из золы, еще на четверть - из кварца… 























фото сделаны в музее при ИФЗ


ЛФЗ ПОДГОТОВИЛ НОВУЮ ПАСХАЛЬНУЮ КОЛЛЕКЦИЮ (апрель 2004)

Новую коллекцию изделий к предстоящей Пасхе подготовили на Ломоносовском фарфоровом заводе. Среди них - пасхальное яйцо «Византийское», копия вещи XIX века императорского периода из коллекции Государственного Эрмитажа, сообщает пресс-служба ЛФЗ. 

Всего несколько лет назад на ЛФЗ возобновили традицию изготовления подарочных пасхальных яиц, прерванную в советское время. Еще в эпоху царя Алексея Михайловича, отца Петра I, существовал целый чин празднования Пасхи, куда обязательным элементом входила раздача пасхальных яиц. Первое пасхальное яйцо из фарфора было изготовлено к Пасхе 1749 года создателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым для императрицы Елизаветы Петровны. При Екатерине I и Павле l на Императорском Фарфоровом заводе выпускалось другие 200 яиц.. А самое большое количество – более 15000 штук – на ИФЗ изготовили к Пасхе военного 1916 года. Самыми дорогими  были пасхальные яйца «с живописью святых и двунадесятых праздников», которые императорская семья дарила своим приближенным. Последняя раздача пасхальных яиц императорской семьей выпала на Пасху 2 апреля 1917 года, в Александровском дворце царского Села, где Николай II со своей семьей находился под арестом Временного правительства. 

К началу ХХ века подарочное пасхальное яйцо приобрело черты светского «сувенира Пасхи» и стало дорогим и изысканным подарком. Славу этого рода памятникам создали два десятка экземпляров пасхальных яиц ювелирной фирмы Карла Фаберже. Сегодня они занимают высшую ступень антикварной иерархии. Следом за ними идут пасхальные яйца из фарфора, заказанные членами императорской семьи и изготовленные на Императорском фарфоровом заводе в конце XVIII - начале ХХ века. 

Серия подарочных пасхальных яиц, созданная в лучших традициях мастеров императорского завода, представлена художниками ЛФЗ Галиной Шуляк, Татьяной Чариной, Сергеем Соколовым, Юлией Жуковой. Кроме пасхальных яиц, в коллекцию вошли декоративные тарелки, чашки и другие предметы, связанные с праздником Светлого Христова Воскресения. 


(из газет)

Комментариев нет:

Отправить комментарий