среда, 30 декабря 2015 г.

О красках вообще


Для изображения на холсте или бумаге окружающей нас природы со всеми её красотами и дивной игрой солнечного освещения употребляют специально приготовленные для этой цели краски. Краски в том виде, в каком ими пользуются художники, состоят из двух необходимых элементов: из собственно краски или особо красящего вещества (пигмента) и связывающего вещества, которое дает возможность накладывать краску на холст или бумагу. Названия свои - масляная, акварельная, эмалевая, восковая и т.д.- краски получают от названий различных связывающих их веществ. Так, например, если красящее вещество соединено с маслом, то краска называется масляной. Отсюда и род живописи обусловливается связывающим краску веществом, а потому различают живопись масляную, акварельную и т.д.
Красящее вещество для красок либо добывается из земли естественным путем, либо приготовляется химически. К первым относятся так называемые земляные краски: охра, умбра, сиена, земля, а ко вторым – краски, вырабатываемые химическим путем на фабриках.
Земляная краска, после извлечения ее из земли, подвергается сначала измельчению на особых мельницах. Затем краску смешивают с водой и дают отстояться, чтобы частицы ее осели. Когда краска оседает, воду удаляют, а краску сушат. Таким образом, краска получается в порошке, наподобие муки. Полученная этим путем краска называется сырою или натуральной.
Если же натуральную краску подвергнуть прокаливанию при высокой температуре, то получается земляная жженая краска. При процессе прокаливания органические вещества, заключающиеся в краске, превращаются в уголь, и сама краска меняет свой состав, а вместе с этим меняется и самый цвет краски, которая, в зависимости от температуры и продолжительности накаливания, получает различные оттенки. Вообще же все земляные краски после прокаливания получают красноватый оттенок.
Земляные краски раньше других стали употреблять в живописи, и они являются чрезвычайно прочными. Что же касается искусственных, химических красок, то они в большинстве случаев представляют собою окиси различных металлов (цинка, синеродистого железа, свинца) или добываются из минералов - лазуревого камня (lapis lazulli), малахита (Malachite), лазурита и других. К химически приготовляемым краскам относятся также краски органические, извлекаемые из растений, например, индиго (растение indigofera), краплак (корень растения Rubia tinctoria) и другие.
Материальные краски по своей чистоте уступают тем образцовым цветам спектра, которые даны самой природой, а потому только некоторые более или менее приближаются к спектральным (таковы киноварь, желтый хром, зеленая Веронез и ультрамарин). Все остальные цвета красок значительно темнее чистых спектральных.

Какие же краски нужно считать основными? Если бы смешивание красок давало тот же результат, какой дает смешивание спектральных цветов, и если бы краски по чистоте соответствовали спектру, то установить основные цвета красок было бы нетрудно. Но смеси одних и тех же цветов спектра и материальных красок дают иногда совершенно несхожие результаты. Взять хотя бы такие два цвета, как синий и желтый, которые в спектре при смешивании образуют белый цвет, а в красках - зеленый. Кроме того, смесь двух красок всегда темнее по силе тона, чем каждая из них в отдельности. Поэтому среди художников принято считать основными иные цвета, чем в физике, а именно: синий, красный и желтый. Эти цвета - более благодатные для составления многих других красок и оттенков. На практике, однако, художники пользуются в большинстве случаев не тремя цветами и не семью спектральными, а целым десятком их и более, которые берут за основные и из них уже составляют необходимые оттенки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий