воскресенье, 27 декабря 2015 г.

Мезенская роспись


 
       Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Хотя промысел в с. Палащелье Лешуконского р-на возник довольно поздно, древность сюжетов и самой техники росписи на прялках и других деревянных изделиях несомненна. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках.

       Преобладают зооморфные изображения — знаменитые бегущие кони, олени, птицы, расположенные в несколько рядов. На внутренней стороне каждой мезенской прялки имеется, кроме того, сюжетный рисунок (пароход с матросами, охотник, прицеливающийся в птицу, сидящую на вершине дерева, дерево с птицей на вершине и т. п.). 

       Характерной особенностью мезенской росписи, на наш взгляд, является многоярусность. Почти на каждой мезенской прялке выделяются три яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами представляются кони или олени, в верхнем — птицы. Как правило, в среднем ярусе (иногда, гораздо реже, — в нижнем) к изображениям животных присоединяются фигуры птиц по краям, вернее по четырем сторонам яруса, тогда как в верхнем ярусе рисовались только птицы. 

       Дерево с птицами на ветвях — один из любимых сюжетов в народном искусстве не только славянских, но и других народов Восточной Европы.  В изобразительном искусстве Русского Севера подобное древо нашло отражение в знаменитой трехчастной композиции, изображающей богиню-мать с предстоящими ей фигурами людей или животных в окружении птиц. Известно, что фигура богини часто совмещалась с изображением древа жизни или замещалась им. На Мезени эта композиция прослеживается в рассмотренных выше росписях со львами по сторонам дерева на фронтонах домов. Нарисованные около дерева птицы свидетельствуют о том, что это дерево не что иное, как древо жизни.

       На мезенских прялках дерево чаще всего изображается с большой птицей на вершине. 
       Встречаются на мезенских прялках изображения нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев. 
       С древними мировыми сюжетами связан еще один круг сюжетных рисунков на мезенских прялках. Это изображения лодок и кораблей, в чем нетрудно усмотреть известный мировой сюжет, встречающийся в искусстве многих народов. 
  
       На внешней стороне прялок узор более устойчив, чем на внутренней. В средней его части почти всегда изображены два ряда бегущих друг за другом лошадей или оленей. Обычно узор строится таким образом, что один из рядов состоит целиком из фигур лошадей, другой — из фигур оленей. Нередко оба ряда заполнены однородными фигурами коней, реже — оленей. В каждом ряду мастер помещал три или четыре фигуры животных, так что всего в обоих рядах помещалось соответственно шесть или восемь фигур.

     Мезенская прялка называлась по-местному прялицей-кокорицей или корневухой. Названием подчеркивалось, что донце прялки делалось из корня дерева, в то время как лопастка вырезалась из его ствола. Прялки были не составными, как во многих других русских районах, а монолитными, как бы повторяющими конструкцию дерева, из которого делались.
       Кроме того, известна в народном представлении тесная связь прялок и прях с семейной жизнью, а следовательно, с продолжением жизни и судьбой. Прялка была непременным подарком жениха невесте. В мезенских деревнях нам приходилось слышать рассказы о том, что на посиделках, куда девушки приходили с прялками, случалось, что парень в знак особого отношения к понравившейся ему девушке отламывал (отколупывал) фигурки на прялках.

       

Комментариев нет:

Отправить комментарий