суббота, 7 ноября 2015 г.

К уроку рисования. Голландский натюрморт

Итак, в голландской школе ХVII века среди всех тематических видов живописи очень крупное значение принадлежало натюрморту. По сравнению с аналогичными произведениями других школ, здесь доминировал реалистичный подход к теме. Отличительной особенностью голландского натюрморта является его живописная мягкость и то особое чувство характерных свойств предмета, которое достигает исключительной тонкости. На ранних стадиях развития голландской школы выбор предметов был прост: окорок, кусок хлеба, стаканы и трубка. Все кажется художникам достойным внимания. По мере роста материальной культуры, усиления роли наиболее зажиточной части буржуазного класса, комплекс изображаемых предметов становится богаче, наряднее. 

Серебряные блюда и кубки, тонкое стекло, фрукты, устрицы сочетаются в декоративное целое. Материал, поверхность, объемы, формы передаются с непревзойденным мастерством, но не приобретают широкой декоративности фламандского натюрморта. В числе виднейших представителей этого рода живописи в Голландии особенно выдвинулись Виллем Класс Геда (Хеда) и Питер Клаас, писавшие всевозможные «завтраки», Абрам ван Бейерен, специализировавшийся на изображении рыб и крабов, и Виллем Кальф, у которого чувство предмета, его свойств и качеств сочетается с богатой, хотя и темноватой живописью. Развитие, которое получило в Голландии цветоводство, породило в голландском искусстве очень распространенную ветвь натюрморта: изображение букетов цветов. Крупнейшим мастером в этой области был Ян Давидс де Хеем. 

Полотна голландцев отличает реализм, высокое мастерство в передаче материальности и фактуры предметов, свободное владение рисунком, живописью. В своих натюрмортах художники стремились по-казать мир вещей таким, как он есть на самом деле, показать красоту форм, красок, пропорции предметов, запечатлеть свое отношение к ним. 

Посмотрим, как в своем натюрморте «Завтрак с омаром» это смог сделать голландский художник Виллем Класс Хеда. 

В оливковом сумраке мерцают хрусталь и серебро. Любовно вглядывается художник в каждый изгиб завернувшейся спиралью лимонной корочки, в каждую складку скатерти. Тщательно выписывает подробности, стремясь передать свежесть соблазнительного окорока, румянец сдобных булочек, искристость вина. И на холсте возникает поэма, посвященная тихой, спокойной жизни, полной достатка, радости общения с красивыми вещами. Язык натюрморта В. Хеды тщательно отточен, изыскан, по- своему возвышен. Он совершенно определенно выражает отношение живописца к изображаемому, служит средством создания художественного образа. И небольшой размер холста, и компактность всей группы предметов, и тщательность передачи их фактуры служат главной цели - показать красоту и взаимосвязь вещей, прелесть уюта и благополучия, привносимых ими. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий