вторник, 9 июня 2015 г.

К уроку ИЗО. Анализ картин. Левитан

Картины И. И. Левитана «Золотая осень», «Март», «Березовая роща» 

Картина выдающегося русского художника-реалиста, создателя лирического пейзажа И. И. Левитана «Золотая осень» широко известна и является украшением Государственной Третьяковской галереи. 
В этой картине художник с помощью золотисто-желтых красок, расположения основных элементов картины (берез, речки, полей, домов) передает состояние осенней природы, воспевает осень в ее золотую пору. 

В картине «Золотая осень» изображен типичный уголок русской природы. Синяя узенькая речка с еще зеленой травой по берегам, на переднем плане березы в ярком наряде осенней листвы, вдали - деревья, лес, деревенские огороды, сараи, дома, и над всем этим простирается сине-голубое бездонное небо, что способствует правдивой и выразительной передаче пространства в картине. 

Сочетание багряно-золотисто-желтого цвета листьев деревьев, травы и передача солнечного освещения уже прохладного дня осени являются характер-ной особенностью картины И. И. Левитана «Золотая осень». 

Осень, зима, весна, лето непрестанно привлекали внимание И. И. Левитана, притягивали своей неповторимой красотой. В картине «Март» художник изображает начало весны, когда с полей еще не бегут говорливые ручьи и в воздухе не слышно гомона прилетевших с юга птиц. Природа еще погружена в тишину, но по всему чувствуется, что солнечные лучи уже согревают землю, деревья, воздух. На крыше снег уже подтаял, и кажется, что в воздухе слышен звон капели. Снежные сугробы потеряли свою белизну, осели, у крыльца дома стоит задремавшая в тишине лошадка. Глубокие синие тени от деревьев подчеркивают яркость весенних солнечных лучей. 

Вся картина проникнута солнцем, свежестью весеннего воздуха. Простота сюжета, сочная, красочная лепка цветом формы изображаемых объектов - вот основные изобразительные средства художника. 

И. И. Левитан любил изображать не только широкие просторы полей, лесов и рек, но и отдельные уголки родной природы. В картине «Березовая роща» изображен один из таких уголков. На первом плане мы видим несколько бело-ствольных березок и высокую сочную траву. Дальше - березовая роща. Под лучами солнца серебром отливает густая изумрудная зелень травы и листьев берез. В картине художник очень точно находит цветовые и тональные отношения стволов берез (на свету и в тени) и травы, листьев деревьев. Удачно выбранная композиция также способствует выразительности в передаче изображаемого пейзажа. От картины веет радостным, праздничным настроением яркого летнего дня. 

«Весна. Большая вода» - одна из самых тонких, лирических картин Левитана. Она полна весенней светлой и тихой радостью, удивительно «песенна» и«музыкальна» во всем своем и внутреннем и внешнем композиционном ритме. Сюжет весеннего воскресения природы, оптимистический, свет- 
лый и радостный, является основой, на которой развёртывается светлое, лирическое содержание картины, те чувства, которые она вызывает в нас, и та ее красота, за которую мы ее и ценим. 

Всему этому служит колорит полотна, который образуется из тонких оттенков и переходов трёх основных цветов - голубого, жёлтого и зелёного. Но господствует голубая гамма в соответствии с главным мотивом картины. С ней сочетается желтизна берега, переходящая в коричневато-розоватый тон прошлогодней листвы и набухающих веток берёз, с коричневатыми стволами деревьев и цветами лодки снаружи и внутри. 

Зеленый цвет лишь дополняет и оживляет эту голубую с жёлтым гамму. Мы замечаем его, как цветовое пятно, только в единственной елочке среди лист-венных деревьев справа и затем как зеленоватые оттенки в стволе соседствующего с елочкой дуба, в окраске сараев вдали и на берегу в глубине слева. 

В особенности богата разнообразными оттенками вода: вдали, у затопленных сараев, она тёмно-голубая, затем даётся более светлая её полоса, снова более тёмная в полосе зыби, и опять светлеющая в середине картины, с тем, чтобы снова несколько потемнеть на переднем плане. Разнообразно оттенками и светло-голубое небо с легкими облачками, голубоватыми внизу и белыми наверху. Белые облачка сочетаются с цветом стволов берёз. Голубой цвет виден и на жёлтом берегу слева в виде лиловато-серых теней от скрытых рамой стволов деревьев. 

 «Перед грозой». 
Пейзаж «Перед грозой» написан. Левитаном красками на холсте. Наверное, художник восхитился красотой пышных облаков, наполненных грозовым воз-духом и освещённых жёлто- лиловым светом. Эти великаны торжественно парят в небе. Картина посвящена красоте неба, поэтому оно занимает почти всё пространство холста. Земля лишь тонкой рыжей полоской тянется по 
нижнему краю картины. 

 «Осенний день. Сокольники». 
Картина написана с натуры. Сюжет её прост - осенний ненастный, но тихий и задумчивый день в Сокольниках. Высоко в небо подняли вершины большие сосны, а рядом с ними по бокам аллеи стоят маленькие, недавно посаженные клены в золотом осеннем наряде. Далеко вглубь уходит, слегка загибаясь, аллея с золотисто-коричневой дорожкой. 

А прямо на нас, в обратном направлении, медленно движется задумчивая женская фигура в тёмном платье. Осенняя тишина, грусть, волнение, которое охватывает от контраста между большой темной стеной сосен, поднявшейся вверх, их растрёпанными силуэтами на облачном небе и тем необыкновенно простым, обычным, что заключено и в дорожке, и в фигуре и что соответствует маленьким кленам. 

Художник стремится передать влажность воздуха ненастного осеннего дня: даль тает в дымке, воздух ощущается и в небе, и в голубоватых тонах внизу, под большими деревьями, и в смазанности очертаний стволов и крон деревьев. Общая приглушенная цветовая гамма картины строится на сочетании мягкой тёмной зелени сосен с серым небом, низко нависшими свинцовыми дождевыми облаками, голубизной тонов внизу под ними и на контрасте с теплым желтым цветом кленов и опавших листьев на дорожке. Воздушность, то есть отображение атмосферы, играет важнейшую роль в передаче состояния и эмоциональной выразительности пейзажа, его осенней сырости и тишины. Это «пейзаж настроения». Этому настроению способствует и сам живописный приём. Левитан легко обозначает деревья, их стволы, кроны, листву кленов. Полотно написано жидко разведённой краской, в широкой манере. Форма, объём предметов даются непосредственно мазком кисти, а не линейными средствами. Эта манера письма естественно отражает именно общее состояние природы, с исключительной силой передаёт влажность воздуха, который как бы опутывает предметы и стирает вдали их очертания. 




















Комментариев нет:

Отправить комментарий