суббота, 16 марта 2013 г.

Жостовская роспись (подносы)

Жостовская роспись 
Неподалеку от Москвы в начале XIX века в старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосиль-цево и других возник промысел расписных лаковых подносов. Производственный процесс начинается с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем штамповкой на мощном прессе заготовке придают одну из 26 принятых на фабрике форм: круглую, овальную, овальную фигурную, овальную крылатую, готическую, прямоугольную («сибирскую»), «гитарную», восьмигранную или другую. Острые края формы подгибают и переходят к грунтовке, шпаклевке, просушке, шлифовке, окраске черной краской и лакировке. 
Жостовская роспись состоит из цветочных композиций, состоящих из любимых жостовскими художниками пышных роз, тюльпанов, астр, георгинов, пионов, маков, колокольчиков, васильков, незабудок, ромашек. Сделанная роспись должна хорошо вписываться в форму подноса и подчеркивать его особенности. Как правило, роспись дополняется золотой орнаментальной рамкой вдоль бортика, составленной из элементов, называемых елочкой, травкой, лентой, рюшечками, дождичком и др. 
В росписи есть определенные этапы с характерными названиями: замалевок, тенешка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Поднос украшается рамкой, лакируется, полируется или, как говорят жостовские мастера, «обделывается», «открывается».Поднос становится материально полезной вещью, украшением на столе и картинкой на стене. 







Комментариев нет:

Отправить комментарий