воскресенье, 17 марта 2013 г.

Игры в кости


Сугороку — древняя японская игра, сходная со многими детскими настольными играми наших дней. На игровом поле изображался маршрут в виде картинок. На маршруте встречались также препятствия или знаки, переносящие фишку на другую часть маршрута. Бросая кости, играющие передвигали фишку по клеточкам поля в соответствии с числом набранных очков. На итог хода влияло и то, было ли на преодолеваемых клетках препятствие. Выигрывал тот, чья фишка быстрее достигала финишной клетки поля.

Монополия — популярнейшая настольная игра, созданная в 1934 г. Ч.Б. Дарроу. Основная цель игры — покупая или арендуя участки игрового поля, добиться финансового банкротства соперников. Для передвижения фишек по игровому полю используется пара обычных кубиков.

Нарды (Trictrac) — это старинная восточная игра, завезенная в Европу крестоносцами, возвращающимися из крестовых походов в XII в. В Европе больше известна под названием триктрак. Игровое поле в нардах представляет собой доску с бортиками. На двух противоположных бортиках имеется по 12 лунок. Само поле разделено на две половины выступающей планкой, называемой бар. В игре принимают участие два человека. Цель игры — провести все свои фишки в свой дом (специальная зона на игровой доске) и затем снять их с доски. Сделавший это первым считается победителем. Фишки передвигают на количество ходов, зависящее от результата броска двух кубиков.
Игральные кости обнаруживают при археологических раскопках на территории самых различных стран в разных частях света — Америке, Азии, Африке. Если ученым удастся установить местоположение легендарной Атлантиды, то игральные кости обнаружат и там. О них упоминают такие источники, как Библия и исторические хроники.

Самые древние кости были обнаружены при раскопках древнего шумерского города Ур. Это четырехгранники возрастом около 5 тысяч лет, сделанные из слоновой кости.

Прообразом современных костей называют астрагалы (суставы животных), в древности использовавшиеся для игры. Они имели форму бруска и четыре игровые грани.

Кроме того, в качестве материала для изготовления игральных костей использовали сливовые и персиковые косточки, семена, рога животных, камень, керамику, скорлупу ореха, раковины. У индейцев материалом для изготовления костей служили также зубы крупных грызунов — бобра или сурка.

--------------------------------------------------------------------------------------------
Самые древние из шестигранных костей, аналогичные современным, обнаружены в Египте и Китае. Их возраст — 4 и 2,5 тысячи лет соответственно.

Символы на грани наносились не всегда. Порой кость бросали на расчерченное поле и об удачности броска судили по сектору, в котором она останавливалась.

С возникновением игральных костей появились и азартные игры. А где есть азарт (азарт в переводе с арабского означает «кость»), там нередко присутствует обман. В древних захоронениях Египта и Америки обнаружены игральные кости с полостями внутри, для заливания в них свинца и смещения центра тяжести. Находили археологи также и подпиленные кости со скошенными гранями.

Изначально кости служили религиозно-культовым элементом при гадании (астрагаломантия).

В поздних египетских мифах игральные кости связаны с возникновением некоторых богов. В Древнем Египте год состоял из 360 дней. Верховный бог Ра, разгневанный тайным браком Богини Нут и ее родного брата Геба, своей властью сделал их бездетными на все 360 дней года. Но супруги нашли выход, сумев отыграть у бога Луны пять дополнительных дней в году. В эти пять дней и родились их дети-боги: Нефтида, Изида, Осирис, Сет и Гор, а в самом году с тех пор 365 дней.

Форма этих древних металлических костей из Китая наглядно подтверждает, что людям в те времена были известны не только четырех- и шестигранные кости


Комментариев нет:

Отправить комментарий