воскресенье, 24 февраля 2013 г.

Передвижники


Для многих русских художников традиции Академии художеств были незыблемы. Лишь здесь путем добросовестных штудий в натурных классах удавалось по настоящему овладеть техникой рисунка, освоить все стадии работы, которая предшествует рождению картины. Академия долгое время была единственным в России местом, где одаренные и не боящиеся кропотливого труда люди могли под руководством опытных учителей огранить свой талант, достичь высот мастерства. Но для этого, помимо природных способностей, требовались терпение и усердие. Звание классного художника, которое давалось выпускнику императорской Академии, выводило на широкую творческую дорогу. Успешное окончание курса увенчивалось долгосрочной, за казенный счет, стажировкой в европейских странах, где художники, копируя шедевры мирового искусства, совершенствовали свое мастерство. 
Но это еще не все. Академия освобождала от воинской повинности, и талантливые ученики из низших сословий получали уникальный шанс изменить свой гражданский статус и претендовать на звание профессора со всеми его привилегиями. 
В 1863 году четырнадцать студентов императорской Академии художеств в Петербурге потребовали предоставить им свободный выбор темы для конкурсных картин. Начинающих живописцев не устраивала давно устаревшая, с их точки зрения, практика: выставлять на ежегодное соискание престижной Большой золотой медали лишь работы на заданную тему. Они требовали свободного выбора сюжета. 
Идти на какие-либо компромиссы молодые люди не пожелали: получив отказ администрации изменить существующий порядок, они демонстративно покинули Академию и объединились в Санкт-Петербургскую Артель свободных художников. Возглавил «бунт четырнадцати» Иван Крамской. 
На обломках быстро распавшегося творческого объединения И. Н. Крамской вместе с только что вернувшимся из Италии выпускником Академии художеств Григорием Мясоедовым организует в 1870 году Товарищество передвижных художественных выставок, которому суждено было внести серьезные изменения в развитие русской живописи. 
Товарищество просуществовало более полувека и распалось только в 1923 году. Всех передвижников, как стали называть этих художников, объединяло стремление приблизить искусство к людям. В картинах чаще стали появляться современные бытовые сцены.

Лидером передвижников стал Иван Николаевич Крамской (1837–1887). Он выделялся среди художников не только большим талантом, но и сильным характером, смелостью и независимостью суждений. Товарищей привлекала его решительность, уверенность в себе. Бойцовские качества Крамского не раз проявлялись, когда он отстаивал свои взгляды на искусство. Его мечтой было писать картины, которые заставили бы зрителей содрогнуться от стыда и боли за безучастность к тем, кто голодает, бедствует, терпит нужду. Эта идея высокого служения людям воплощена в картине «Христос в пустыне».  «…Это не Христос, – писал он, – это есть выражение моих личных мыслей». 

Художника  Василия  Григорьевича  Перова(1834–1882) называли «истинным поэтом скорби». 
Основная тематика жанровых картин Перова – убогая и безотрадная российская жизнь («Проводы покойника», «Тройка», «Утопленница»). В. Г. Перов был в постоянных творческих исканиях. Его картины обличали грубые и жестокие нравы, царившие в обществе, глухоту к чужому горю.

Став одним из самых маститых передвижников, Перов вскоре почувствовал, что ему тесно в рамках прежних идей. Постепенно художник меняет отношение к окружающему миру. Отчаяние и безысходность в его работах уступает место тихой радости бытия, которую дает человеку общение с природой. Героями его новых картин становятся люди, чьи интересы далеки от общественных проблем. Они живут своими увлечениями и по-своему счастливы. Так, полотна «Птицелов», «Охотники на привале», «Рыболов» поэтичны и полны мягкого юмора. К концу жизни Перов выходит из Товарищества и пишет картины на евангельские сюжеты. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий